Нередко в том или другом месте вдруг открывается интересный исторический уголок старого города Симбирска.
В справочном издании Адрес - календаря Симбирской губернии за 1916 год читаем «... с именем Пушкина связаны в Симбирске также губернаторский дом и дом, принадлежащий ныне г. Сачкову на Покровской улице, которые видели знаменитого поэта в своих стенах в сентябре 1833 г.»
Бывший дом Юрловых, который посетил А.С. Пушкин, несколько раз переходил из рук в руки от одного владельца к другому. В 1908 году он был куплен и перестроен симбирским купцом А.А. Сачковым по проекту архитектора А.А. Шодэ.
В настоящее время это здание, расположенное по улице Л.Толстого, 73, является памятником архитектуры и охраняется государством. В нем размещается Епархиальное Управление православной церкви.
Современный вид оно приобрело в 1909 г. после облицовки кирпичной кладкой его основного деревянного двухэтажного остова, перепланировки ряда помещений и осуществления пристроек со стороны дворовой части.
Таким образом, более древняя деревянная постройка оказалась сохраненной и защищенной от пожара, которые были часты в г. Симбирске.
Купеческий особняк после перестройки приобрел более капитальный и привлекательный вид.
Прежде всего, здание со стороны главного фасада покоряет четкостью и стройностью своих пропорций, спокойной уравновешенностью симметричного построения внешних объемов, которые постепенно нарастают к центру по законам конической поверхности.
Это впечатление усиливается башнеобразным характером кровельных завершений, подчеркнутым выявлением вертикальной оси симметрии, увенчанной изящно оформленным чердачным окном-люкарной.
Монументальность образа жилого дома создается высоким цоколем, горизонтальной рустовкой первого этажа и высокими кровлями со стройными шпилями, все это дополняется ощущением парадной нарядности, которое достигается применением ажурных металлических ограждений кровли и балконов, облицовкой темнозелеными глазурованными плитками стены второго этажа, сочными линиями горизонтальных тяг и венчающего карниза.
Даже чисто декоративные украшения, к которым следует отнести лепные женские головки в овалах люкарн, львиные маски в углах кровли и вазы на столбиках парапета, из которых как символ вечной жизни, струится вверх окаменевшее пламя олимпийского огня, не кажутся лишними. Скорее, наоборот, этот набор декоративных элементов придает зданию необходимую мягкость и скульптурность, как бы смягчающих геометрическую жесткость ровных линий и прямых углов.
Объемно-планировочные решения дома отличают рациональность плана, его непосредственную связь с домашней и деловой жизнью зажиточной семьи.
«Г»–образный план имеет экономную сдвоенную группировку помещений с проходными деловыми и парадными комнатами на первом этаже; в дворовом крыле с изолированными входами и въездами размещена столовая с кухонным блоком и прислугою.
Второй этаж с изолированными жилыми комнатами вполне соответствовал интимной домашней обстановке.
Единственная темная комната во входящем углу здания, которая неизбежно образуется при двойной глубине помещения и «Г»-образном плане, используется под парадную лестницу, соединяющую этажи, в покрытии которой установлен небольшой изящный световой фонарь, освещающий ее дневным светом сверху, как атриум в миниатюре.
Такое решение не только позволило осветить темный уголок, но и создало эффективное динамическое нарастание объемов бокового фасада, которые своим разнообразием значительно обогащают общий силуэт здания.
Характерное для дворянской России XVIII -первой половины XIX веков расположение кабинета в конце анфилады ряда зальных помещений, раскрывающих все богатство и величие обстановки своего хозяина, здесь сменилось приближением кабинета хозяина для деловых встреч непосредственно к входу.
Теперь незачем стало тратить зря время на эффекты, буржуазный практицизм требует немедленного выяснения отношений.
В парадные комнаты приглашались только люди проверенные и нужные.
Но по традиции все парадные комнаты расположены вдоль главного фасада.
Из зала и столовой имеется выход на открытую террасу, расположенную во входящем углу здания и широкой лестницей, спускающейся в сад, обеспечивающий уголок душевного отдыха на лоне природы, изолированного от сплошного городского окружения.
Резко контрастируя своей парадной представительностью купеческого особняка по отношению к скученной окружающей застройке, в основном, деревянными зданиями, это здание является типичным представителем «классовой географии» деления города дореволюционного времени.
Таких особняков в городе сохранилось несколько, большинство из них являются памятниками архитектуры и истории.
Но это здание особенно дорого нам своей связью с именем Пушкина и напоминает об одном из немногих событий в большой жизни великого русского поэта, которое было всего лишь мгновением, оставившим неизгладимый след в старом городе Симбирске.