Каждая улица старого города неповторима и своеобразна, и чем ближе к общественному центру, тем больше сосредоточено на них памятников истории и культуры.
Улица Коммунистическая — одна из самых коротких, ее протяженность 250 метров, но в то же время одна из самых достопримечательных улиц города.
С ее западной стороны свободно просматривается восточная, завершенная стройной башней Дома-памятника И.А. Гончарову.
Не случайно она до революции называлась Дворянским переулком. А сейчас, благодаря насыщенности историческими событиями и своему оформлению, она стада улицей, можно сказать, музеем под открытым небом, хранящим многие волнующие события рубежа трех веков.
Здесь расположены три скульптурных памятника и три здания, имеющие мемориально-историческое и архитектурно-художественное значение. Памятники Н.М. Карамзину, К. Марксу и И.А. Гончарову.
Два из этих зданий связаны с именем Владимира Ильича, а третье — с именем писателя Ивана Александровича Гончарова.
Медленно движется поток экскурсантов, подолгу останавливаясь около каждого памятника.
Обилие зеленых насаждений, заполняющих промежутки между зданиями, не дает им слиться в улицу-коридор и создает те паузы, которые необходимы для постепенной смены впечатлений при переходе от одного здания к другому, от памятника к памятнику.
На месте здания Дворянского собрания до его сооружения размещались пришедшие в ветхость три здания: губернской типографии, архива и чертежной, а само старое здание Дворянского собрания размещалось на месте нынешнего корпуса суворовского училища. Здание архива в 1833 году мог посетить А.С. Пушкин.
Зданию Дворца Книги им. В.И. Ленина исполнилось более 150 лет, оно построено в 1847 году, как здание Дворянского Симбирского собрания. Дворяне были правящим классом России и здесь вершили судьбами города и губернии. В 1867 году оно было восстановлено после опустошительного пожара 1864 года.
Автор первоначального проекта Дворянского собрания — архитектор Иван Адольфович Бенземан. Это здание — его самая крупная удача.
Здания Дворянского собрания имел каждый губернский город. В г. Москве в здании Дворянского собрания описан первый бал Наташи Ростовой в романе «Война и мир» Л. Толстого. В г. Симбирске тоже были свои замечательные женщины. Это и невеста декабриста В.П. Ивашева – К.П. Ледантю, поехавшая в Сибирь и ставшая женой декабриста, третья женщина-математик в России Н.Н. Гернет и другие, многие из которых посещали это здание.
Великолепие и изящество здания отмечались с первых лет его существования.
Особенно привлекают его спокойные архитектурные формы.
Симметричное построение отдельных уравновешенных объемов постепенно нарастает к центру, где на втором этаже расположен великолепный парадный зал, являющийся главным элементом объемно-пространственной композиции здания, вокруг которого группируются другие помещения.
С южной стороны зала расположены в два ряда по высоте окна, через которые сверкающим потоком переливается солнечный свет.
В центре потолка, у основания большой люстры по кругу расположены лепные рельефы, изображающие герб города Симбирска и семи его уездных городов.
Между верхними рядами окон и на противоположной стене в переплетении лент рельефы, изображающие поочередно атрибуты воинской славы и вечный союз равных между собой различных родов искусств.
По бокам залы на изящных коринфских колоннах, огражденные балюстрадой, размещались хоры, откуда в праздничные и воскресные дни, многократно отражаясь и рассыпаясь о сочные карнизы, пояски и рельефы, в обширный зал лились звуки музыки.
Две высокие двери вели из зала на просторный балкон, совмещенный с навесом над парадным входом. Отсюда можно было любоваться Волгой и заволжскими далями, полной грудью вдыхать свежий воздух, насыщенный ароматом садов и волжской прохладой.
Естественные условия местности способствовали величию здания.
Его центральная часть слегка выступает вперед и с главного фасада украшена восемью трехчетвертными колоннами ионического ордера, поднимающимися вверх между рядами окон и заканчивающимися капителями с пружинящими линиями завиток-волют, отлитыми из чугуна.
В этом приеме можно отчетливо проследить стремление архитектора зрительно облегчить большой массив здания и в то же время выразить в его внешнем виде внутреннюю архитектуру.
Вся верхняя часть здания, оформленная трехчетвертными колоннами со стороны главного фасада, точно соответствует габаритам парадного зала и позволяет снаружи как бы мгновенно прочесть его архитектуру. Достаточно мысленно представить эти колонны полными, считать простенки между ними отодвинутыми до границ противоположной стены, и перед стоящим на улице вырисовывается весь объем зала.
Богат и лаконичен образ здания, в архитектурные формы которого включено глубоко человеческое содержание. Ионические колонны в представлении древнегреческой классической архитектуры выражают пропорции, красоту, нежность и грацию женского тела. Вертикальные углубления — каннелюры, покрывающие поверхность колонны, уподоблялись складкам одежды древнегреческих женщин – туникам, а завитые линии завершающих капители валют — локонам ниспадающих с головы волос.
До Октябрьской революции в разное время основные помещения здания занимали Дворянское собрание, квартира предводителя дворянства, губернская земская управа, ученая архивная комиссия, и в небольших комнатах первого этажа размещалась общественная библиотека имени Н.М. Карамзина «для всех сословий и классов общества», открытая в 1848 году.
Велика роль и значение библиотеки были в первые годы Советской власти.
Прошли годы, изменилось первоначальное назначение здания. В 1925 году игравшие второстепенную роль небольшие помещения библиотеки стали основными, занявшими все здание, ставшее народным достоянием и названное Дворцом Книги им. В.И. Ленина. Здесь бережно сохраняется внешнее и внутреннее убранство, созданное искусными руками простых тружеников.
В юго-западной части первого этажа восстановлен в качестве музея уголок бывшей общественной Карамзинской библиотеки.
Осуществилась мечта передовой общественности Симбирска начала 1840-х годов о создании в городе Дома-памятника Н.М. Карамзина с общедоступной библиотекой. Дворец Книги стал своеобразным «Карамзинским мемориалом», оказавшим решающее влияние на формирование Дома-памятника И.А. Гончарова и Ленинского Мемориала в последующее время.
В результате такого оригинального сочетания увековечения памяти знаменитых симбирян и важнейших исторических событий с одновременным сооружением зданий музейно-просветительного и религиозно-нравственного значения город приобрел и обогатился новой темой под названием «Мемориальная архитектура Симбирска-Ульяновска во всемирной связи искусств».