Именно такую восторженную оценку мы обнаруживаем в ставшей библиографической редкостью книге Александра Яхонтова «Кафедральный собор города Симбирска", вышедшей в память 250-летия основания города Симбирска в 1898 году.
С 1975 года мне путем длительных исследований в архивах и библиотеках Москвы, С.-Петербурга, Казани и Ульяновска удалось собрать как письменные, так и изобразительные материалы по самому выдающемуся памятнику истории и культуры Симбирска — Троицкому собору, воздвигнутому в честь победы над многочисленной армией Наполеона в войне 1812 года на территории России, а в последующие годы за границей и завершившейся заключением всеобщего мира в Европе в 1814 году.
Сам император Александр I во время пребывания в Симбирске в 6 часов утра выбрал место закладки фундамента и положил в его основание камень 7 сентября 1824 года, предварительно утвердив окончательный вид этого собора по чертежам архитектора Михаила Петровича Коринфского.
Храм был посвящен имени Святого Александра Невского с двумя приделами: одного для сохранения имени существующего храма Святой Живоначальной Троицы, а второго в честь святого Иоанна Воина, служившего походной полковой церковью во время войны Симбирскому Ополчению «как Памятника чести, славы и чрезвычайных происшествий...», в которой отправлялось бы «поминовение о воинах, положивших жизнь за Веру, Царя и Отечество».
Был избран и утвержден Комитет сооружения соборного Храма в Симбирске, который открыл свое первое заседание 13 января 1826 года. Председателем этого Комитета стал предводитель Симбирского губернского дворянства князь Михаил Петрович Баратаев, а непременными членами были избраны Совестный Судья Илья Иванович Самойлов, уездный предводитель Симбирского дворянства Борис Петрович Бестужев и казначей Дворянства и Комитета по строительству Лев Борисович Плотников.
К строительству приступили в знаменательный юбилей — день рождения императора Николая 125 июня 1827 года. К 1 мая 1832 года были завершены все виды работ, кроме росписей стен, сводов, колонн, а также установки киотов, иконостаса и т.д. Окончательное освящение храма было совершено в 1841 году, а в 1844 году его переименовали, вместо собора Святого Александра Невского он становится Троицким главным кафедральным собором города.
С самого начала зарождения замысла возведения Нового собора и всей истории его сооружения в Симбирской губернии и далеко за ее пределами, начиная со времени возвращения Александра I в 1814 году из-за границы, местное дворянство, поддержанное широкой общественностью, включая купеческие, мещанские, обывательские общества, стали вносить свои пожертвования, для чего была «открыта добровольная подписка на пожертвования...». Мало того, Комитет по сооружению собора одновременно завел Бархатную Книгу, в которую красивым каллиграфическим почерком были занесены имена всех, кто своими посильными пожертвованиями принял активное участие в этом выдающемся событии города Симбирска. И особенно хочется привести пророческие слова о главном: «...чтобы книгу сию внеся в оный Храм, положить в приуготовленное место для хранения и воспоминания на вечные времена.»
Запись эта была сделана 1 мая 1832 года. В 1864 году в знаменитые многодневные пожарные дни жаркого августовского месяца, когда выгорела большая и самая ценная застройка Симбирска, обгорел и Троицкий собор. В 1868 году он полностью был восстановлен и освящен.
В 1932 году, после того как в соборе было отключено отопление, а в нем уже располагался архив, из-за неосторожного обращения с огнем он вновь обгорел. И хотя из Москвы были настойчивые предупреждения в местные органы не сносить этот уникальный памятник истории и культуры России, все было тщетно, собор снесли.
И сегодня мы воспринимаем как чудо, тот факт, что сохранились в Российском Государственном историческом архиве Петербурга все чертежи Троицкого собора с авторской подписью архитектора М.П. Коринфского, ряд документов с именами жертвователей и т.д., а также уникальная Бархатная Книга в Государственном архиве Ульяновской области с именами всех жертвователей с благозвучными и немеркнущими в памяти потомков вещими словами, повторим их еще раз: «для хранения и воспоминания на вечные времена».
У нас еще будет время подробно изучить эти имена, отчества и фамилии и опубликовать их для всеобщего сведения, пусть потомки, где бы они ни были, помнят своих великих предков. Это уже тема нашей новой научно-исследовательской и представляющей интерес работы с названием «Симбирская ветвь Родословной России», которой открывается целая серия «Генеалогический Свод России», одобренная Госдумой в 1997 году. Здесь же мы приведем только некоторые из них, более известные массовому читателю. Среди них Аржевитинов И.С. — майор, участник войны 1812 года, Анненков В.А,— отец известного писателя Павла Васильевича, богатый симбирский помещик, Ахматов П.А.— подпоручик, Алатырцев А.М. — купец, отец известного симбирского архитектора второй половины XIX века Василия Андреевича, Аксаков Т.С. -отец известного писателя Сергея Тимофеевича, князь Баратаев М.П. — предводитель Симбирского дворянского собрания, а также его жена, три сынаи шесть дочерей, обширный род Бекетовых с Иваном Петровичем, статским советником во главе, Бестужев Б.П. — флота Лейтенант, князь Болховский, Бабушкин М.Р. — мещанин, Бахтин Т.М. — мещанин, удельный крестьянин Богомолов Николай пожертвовал на сумму ста рублей 25 пудов железа, Воейков Иван Федорович -- подполковник, князь Волконский Д.М., Воронин З.В. — чиновник 9-го класса, Ведерников В.С. — купец, Гончаров Александр – симбирский купец, Гончарова Екатерина Петровна, Тренев Павел — часовых дел мастер, симбирское дворянство внесло общую сумму 50 тысяч рублей, Давыдова Софья Николаевна — жена генерал-лейтенанта, Дмитриев И.С. -- майор, Ермолов Александр Федорович — действительный статский советник, Жуковы Савелий Андреевич и Николай Савельевич — симбирские купцы, Ивашев Петр Никифорович — генерал-майор и Ивашева Федосья — жена капитана, Киндяков Петр Васильевич — генерал-майор, Копылов А. П. -- губернский секретарь, Лопатин Г.Н. — майор, Мотовилов Георг Николаевич – артиллерии поручик, граф Мусин-Пушкин Василий Валентинович, Ниротморцевы А.П. и И.П., Орловы А.Ф. и В.Г. — оба графа и Ознобишин Дмитрий Петрович - - известный писатель и общественный деятель, Патрикеева Марья — дворянская девица, Поливанова Екатерина Николаевна — жена статского советника, Романов П.Д. — майор, Рушко М.М. — губернский архитектор, Самсонов П.А., Столыпин А.А. и его жена, Сычов И.Н. – подпоручик, граф Толстой В.А., Томилин Андрей — городской секретарь, Трегубовы Николай и Александр Николаевичи, Тургеневы Петр Петрович, Александр Иванович, Алексей Алексеевич и Борис Петрович, граф Шереметьев Дмитрий Николаевич, Ширяев Николай — титулярный советник, Юрлов Петр Иванович — штабс-капитан, Языков Петр Михайлович – гиттен-фервальтер и его брат, известный поэт пушкинской эпохи, Языков Николай Михайлович и другие.
Наряду с отдельными лицами пожертвования носили и групповой характер с такими обозначениями: симбирское дворянство, чиновники симбирской Комиссариатской Комиссии, самарское купеческое и мещанское общества, самарского уезда разных сел обыватели, сенгилеевское и сызранское купеческое и мещанское общества и так далее.
Троицкий собор не был одинок в общем порыве патриотических настроений, охвативший огромную страну после победы над армией Наполеона. Почти одновременно разрабатываются проекты и сооружаются Храмы-памятники в Петербурге и Москве, посвященные этому знаменательному событию, а также в ряде других городов России.
Собор в Симбирске сравнивают по внешнему виду с Исаакиевским собором в Петербурге, но совершенно не учитывают, что Троицкий собор был освящен на 17 лет раньше первого и на 42 года раньше собора Христа Спасителя в Москве, а это довольно значительный фактор, если учесть важность самого этого мероприятия. Конечно, по величине, изяществу и богатству внутренней и внешней отделки и примененных различных материалов Симбирский собор уступает своим собратьям, но и провинциальный город Симбирск не идет в сравнение с древней и новой столицами России по общему числу памятников истории и культуры, как и по общему уровню развития во всех сферах жизни. Но для двадцатитысячного населения старого Симбирска первой половины XIX века новый Троицкий собор явился огромным событием. В 1912 году этот собор стал главным и почетным местом, где отмечалось 100-летие победы над армией Наполеона.
Если обобщенно оценить всю значимость Троицкого собора как Храма-памятника, главного религиозного центра города и его общественное значение для старого Симбирска и нового Ульяновска, то самый верный путь наиболее полно отражающий всю суть — это определить его идейное содержание. Во-первых, народно-патриотическая идея, во-вторых, религиозно-нравственная идея и, в-третьих, идея единства общества и государства. Эти три идеи образуют гармоничное и монолитное целое. Когда Ф.М. Достоевского спросили о том, что такое Российская идея, то он ответил, примерно так, возьмите все самые лучшие идеи в мире, объедините их, тогда вы получите Российскую идею.
В январские дни 2001 года я был в Петербурге и Москве, любовался Исаакиевским и Свято-Троицкими соборами в Александро-Невской лавре, на Измайловском проспекте. Храмом Христа Спасителя, Василия Блаженного, везде находил общие черты с Троицким собором в нашем городе, от которого сохранились только фундаменты. Кстати, собор Василия Блаженного на Красной площади перекрывает ее с одной стороны, а в Ульяновске была частично перекрыта бывшая
Соборная площадь с северной стороны. В то же время анфилада двух площадей и Карамзинского сквера в Ульяновске удивительно напоминает анфиладу из трех площадей, включая Сенатскую, Адмиралтейскую и Дворцовую в Петербурге, только последние расположены параллельно Неве с ее невысокими берегами, а в Ульяновске параллельно Волге с ее высоким правым берегом.
Итак, в Ульяновске что-то есть от Москвы, а что-то от Петербурга. Образ Троицкого собора в Симбирске напоминал по внешнему облику поясную фигуру богатыря со шлемовидной формой купола. В то же время, если рассматривать Троицкий собор в едином архитектурном ансамбле с Николаевским собором, а также Казанской (Николаевской) церквями, расположенными друг за другом в северном направлении, то невольно становится понятным сравнение этого ансамбля с Зарядьем в Москве, как называли ранее улицу Степана Разина с обилием церквей на подходе к современной гостинице «Россия».
Николаевский собор в Симбирске был освящен в 1712 году и все события, связанные с победой в войне 1812 года, а также иных торжеств до возведения Нового Троицкого собора, происходили в старом Троицком соборе, который только в 1844 году стал Николаевским, уступив свое более знаменитое именование Новому собору. Но старый собор не стали сносить и только в конце XIX века несколько расширили его северную сторону и добавили подвальный этаж.
Так и стояли они рядом через проезд, старый собор считался теплым отапливаемым до начала XX века, новый собор первоначально был холодным. Троицкий собор был выполнен в классическом коринфском стиле, старый Николаевский нес в своем облике византийский стиль. Казанская (Николаевская) церковь была выполнена в стиле Московского барокко. Их удивительное разнообразие взаимно дополняло друг друга, создавая изящный архитектурный ансамбль в виде хорошо просматриваемой линейной и одновременно объемной перспективы.
Однако на этом градостроительное значение культовых сооружений не ограничивается. Если взять за «точку» отсчета Троицкий собор, как главную доминанту в силуэте города, то обнаруживается, что расстояние от него до Владимирской (Ильинской) церкви северного направления имеет такой же размер-модуль, как и в западном направлении от Троицкого собора до Вознесенской церкви. Если по этим направлениям отмерить еще по два таких модуля на север и на запад, то мы от упомянутых церквей точно установим место расположения следующих. Получается своеобразная градостроительная композиция расширяющейся «вселенной» города, а это уже само по себе уникальное явление, определяющее не только прошлое, но и будущее развитие города.
К настоящему времени сложились во многих странах отечественные системы и законодательства по охране, реставрации и использованию памятников истории и культуры, а также аналогичные международные системы в составе ЮНЕСКО, ИКОМОС и т.д.
На Международной хартии по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест в Венеции (1964г.) отмечалось: «Монументальные произведения, несущие духовные послания прошлого, остаются в современной жизни живыми свидетелями вековых традиций народов. Человечество с каждым днем все более осознает общечеловеческую ценность памятников, рассматривает их как общее наследие и перед лицом будущих поколений признает совместную ответственность за их сохранность. Оно считает себя обязанным передать поколениям памятники во всем богатстве их подлинности.»
Исаакиевский собор в Петербурге не был разрушен после Октябрьской революции, хотя имеет на своих колоннах следы выбоин от осколков снарядов периода блокады. Храм Христа Спасителя был разрушен в 1931—1932 годы, что послужило своеобразным сигналом и для разрушения в 1934—1935 годы Троицкого собора в Ульяновске.
Но вот восстал в новом блеске и великолепии в Москве из руин Храм Христа Спасителя в 1999 году. Возведенный ранее этих двух соборов Троицкий собор в Симбирске оказался в то же время последним среди них еще не восстановленным. Благоприятные условия для его возрождения созрели, а богатый опыт восстановления собора Христа Спасителя может быть максимально использован при воссоздании Троицкого собора в Ульяновске. Это, прежде всего, необходимость устройства стилобата в нижней части храма с набором требуемых новыми условиями помещений и придания большей высоты самому собору в окружении новой застройки и более полного восприятия со стороны Волги.
Так как Россия пережила еще одно нашествие гитлеровских полчищ и вышла победительницей в ВОВ 1941 — 1945 годов, освободив многие страны Западной Европы, то вполне естественно, что и это историческое событие должно найти свое отражение в содержании и внешнем облике Троицкого собора. В частности, таким архитектурным решением может послужить нижний ярус стилобата, как символ второй исторической победы. Одновременно в облике собора появляется тройственное членение по высоте, что соответствует символу Троичности самого храма.
В целях сохранения и воссоздания достоверности несохранившегося Троицкого собора следует максимально использовать чертежи 1816 года.
Троицкий собор до разрушения был трехпрестольным. С северной стороны, что соответствовало левому расположению от центрального входа, был престол во имя Святого Благоверного князя Александра Невского. С южной стороны размещался престол во имя Усекновения Главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
В связи с тем, что накоплен опыт восстановления храма Христа Спасителя в Москве, в котором в дополнительном объеме нижнего этажа размещены несколько престолов, ранее отсутствующих в храме, а также аналогичных решений для вновь воссоздаваемого Троицкого собора в Ульяновске рекомендуется устройство в нем следующих престолов:
– В верхней части храма с северной стороны располагается престол во имя Софии Премудрости Божией, главный престол посвящен Святой Живоначальной Троице, южный престол Преображения Господня. Все три престола соответствуют трем важнейшим общероссийским идеям: мудрости, единству и творчеству.
– В нижней части храма с северной стороны располагается престол во имя Иоанна-воина в память о симбирском ополчении 1812 года, главный престол во имя Святого Благоверного князя Александра Невского, с южной стороны престол во имя Святого Андрея Первозванного.
Верхний храм с тремя обозначенными престолами соответствует идее единства общества и государства, нижний храм с тремя престолами несет в себе народно-патриотическую идею, а в целом их объединяет религиозно-нравственная идея.
Восстановление Троицкого Собора в Ульяновске, как ряда других памятников культуры, включая Дом Карамзиных, Дом Губернатора, связанного с именем великого А.С. Пушкина и знаменитого писателя И.А. Гончарова, Казанской (Николаевской) церквей в историческом центре города позволит не только возродить историко-мемориальные архитектурные ансамбли в былой и обновленной славе на их прежних местах, но и поднимет сам город на более высокую ступень группы городов, имеющих в своем составе значительное число уникальных памятников истории и культуры.
Новый закон «Об объектах культуры (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» с учетом мнения религиозных деятелей, утвержденный президентом в 2002 году, открывает значительные перспективы для воссоздания памятников культового зодчества и у нас в Ульяновске. По нашему глубокому убеждению, настало время не только изменяющейся России, а преображающегося всего нашего Отечества на основах глубокого уважения к нашим предкам, вековым традициям и преумножению наилучших достижений во всех сферах жизни.