Нередко живописность ландшафта и красота окружающей природы способствовали появлению в том или ином месте города настоящих произведений архитектуры.
Недалеко от бывшего кинотеатра «Рассвет», если идти в сторону центрального парка культуры и отдыха им. Я.М. Свердлова, по переулку Кузнецова на правой стороне под номером 14 стоит оригинальный жилой дом, который издалека привлекает внимание своим живописным силуэтом.
Его особенность заключается в том, что в отличие от многих соседних домов, имеющих главный уличный фасад и интересных только с одной стороны, этот дом одинаково интересен с разных сторон, а когда смотришь с угла, то его привлекательность как бы удваивается.
Если фасад дома, выходящий в переулок и доступный обозрению, завлекает повышенной пластичностью стен с выступами и углублениями, криволинейными очертаниями стройной
башенки, завершенной узорчатой металлической «гребеночкой», напоминающей музыкальную лиру, от которых веет и уютом, и романтичностью, то дворовый фасад, скрытый от прохожих и выходящий в сторону Волги, имеет открытый празднично торжественный вид, подчеркнутый большими арками фронтонов в высокой крыше, а также террасой и балконами (к сожалению, балконы в настоящее время утрачены).
Из верхних этажей 14-этажного дома, расположенного несколько выше по косогору, этот дом смотрится как декоративная раковина на берегу огромного залива.
Невольно вспоминаются слова известного российского архитектора А.К. Бурова, сравнивающего памятники архитектуры с жемчужными раковинами, оставляемыми потомкам в наследство.
Вся архитектура дома является ярким примером широко применявшегося в России в конце XIX — начале XX вв. стиля модерн.
Модерн — слово французское, в применении к архитектуре означает новейший, современный.
В архиве удалось обнаружить чертежи этого дома, а также установить имена владельца и автора проекта.
Дом был построен не сразу, он был перестроен из обычного одноэтажного деревянного малопривлекательного дома посредством облицовки кирпичом фасада со стороны переулка и пристройки с южной дворовой стороны деревянной двухэтажной части, штукатурка которой снаружи имитировалась под кирпичную кладку.
Строился дом в 1911 году на средства владельца, местного врача Павла Семеновича Петрова, по проекту также местного талантливого архитектора Августа Августовича Шодэ.
И врач, и архитектор, два человека разных профессий, по достоинству оценили удачное местоположение дома на одной из живописных террас волжского косогора, что и было положено в основу его архитектурно-пространственного решения.
Так, мезонин, возвышающийся над угловой частью, с отступлением от установившихся правил симметрии возведен не над средней частью дома, а над угловой, меньшей частью «Г» - образного дома, выдвинутой не на улицу «на показ», а ближе к Волге, к красотам природы. Небольшой сад перед мезонином служил своеобразным коридором, связывающим территорию усадьбы с волжскими просторами.
Расположение помещений по высоте дома отражало ступени домашнего быта. В подвале размещались кухня, ванная комната и другие подсобные помещения; на первом этаже — жилые комнаты, гостиная, кабинет; в мезонине – комнаты отдыха, а на его чердаке под высокой кровлей можно было сушить фрукты или хранить некоторые припасы зимой.
Таким образом, красота внешних архитектурных форм сочеталась с рациональностью использования всех помещений.
В настоящее время здесь закончены ремонтные работы. Самому зданию уделяется повышенное внимание, как памятнику архитектуры модерна начала XX в. в рядовой жилой застройке города.
Все заботы о здании взяла на себя страховая компания «ДИНА» (директор Повтарев Н.П.), усилиями которой оно полностью отремонтировано и содержится в надлежащем виде.