Ряд зданий жилой традиционной для города исторической застройки был связан с известными деятелями культуры.
Имя Степана Гавриловича Скитальца (1869— 1941 гг.) широко известно в нашей стране и прогрессивной общественности многих зарубежных стран.
Ученик и друг Горького, писатель-демократ С.Г. Скиталец неоднократно встречался с В.И. Лениным и на протяжении целого ряда лет был тесно связан с его родным городом Симбирском.
Интересен факт оценки В.И. Лениным творческой направленности первых произведений Скитальца. Так, в июне 1902 г. Владимир Ильич в письме к матери из Лондона в Самару писал о произведениях Горького и Скитальца: «... получил и читал с очень большим интересом, и сам читал и другим давал».
Почти три года спустя, 3 мая 1905 года Скиталец выступал с чтением своих ранних стихов в Симбирске на платном вечере местной организации РСДРП. Его страстные, наполненные пафосом стихи вылились в первую уличную демонстрацию по городу.
Память о С.Г. Скитальце хранит в нашем городе небольшой деревянный дом под № 41 на улице Пролетарской, где писатель прожил с семьей с 1913 по 1921 годы.
Эта улица несколько раз меняла свое название. До революции она называлась Верхней Набережной, затем ул. Старый Венец и, наконец, стала улицей Пролетарской.
23 ноября 1960 года на доме установлена мемориальная доска.
Хотя дом, где жил С.Г. Скиталец, в целом неплохо сохранился, он все-таки утратил частично свой прежний вид.
Больше всего привлекал внимание общий вид дома. С южной стороны над верандой парадного входа была пристроена беседка, перекрытая «шатром» в духе сооружений древнерусского деревянного зодчества, сохранившихся в настоящее время на севере нашей Родины.
Ее появление над крышей дома не было случайным. Если из окон первого этажа, обращенных к Волге, волжские просторы не просматриваются полностью, то с высоты этой беседки открываются панорамные виды. Именно огромная активность природного ландшафта, каким является Старый Венец и вся верхняя часть волжского косогора, неразрывно связанные с природным окружением, явилась прямой причиной такого оригинального архитектурного решения.
Кстати, такая беседка не была единичным явлением, присущим только этому дому. При просмотре архивных документов удалось обнаружить целый ряд проектов жилых домов этого периода, которые также имели беседки над крышами. Так, по соседству с домом Скитальца с северной стороны, до сих пор стоит дом № 43 с башенкой, которая ранее служила беседкой, а во втором Водниковом переулке тоже было два дома с беседками. Долго беседка сохранялась только на доме №6 этого переулка, но и она утрачена.
Примечательно, что только в одном из обнаруженных проектов беседка названа вышкой, а во всех остальных она дана без названия. Видимо, архитекторы под влиянием местных условий нашли удачную архитектурную форму для связи жилого дома с окружающим пространством, но нового названия ей еще не придумали.
«Вышка» было старым русским словом, охватывающим широкий круг еще не расчлененных понятий. Вышкой называли терем, светелки, горенки, мезонины, мансарды, чердачок — словом, все то, что занимало верхнюю часть жилого помещения. Вышками называли также пожарные каланчи, будки, помост на четырех столбах и т.д.
Интересно, что Н.П. Репьева, пожилая жительница дома № 5 по Второму Водникову переулку, где была беседка, также называла ее вышкой.
В романе Скитальца «Дом Черновых», где описывается Старый Венец, мы также встречаем это слово.
«Старинный приволжский город, известный своей красотой, тишиной и захолустностью, стоит на вершине высокой горы – покрытой снизу доверху фруктовыми садами. Город, расцвеченный старыми церквами и монастырями, окутанный зелеными палисадниками, тих и живописен, почти весь деревянный, с множеством уютных бревенчатых домиков, украшенных антресолями, мезонинами и балкончиками из точеных балясин. В особенности красив самый фасад города, далеко видный с Волги: над гребнем горы, окнами к реке стоят одноэтажные домики с вышками и башенками, а перед ними вдоль крутого обрыва, стелется зеленый лужок. Эта часть города исстари называется «Старый Венец", в отличие от «Нового Венца", являющегося его продолжением".
Таким образом, дом Скитальца связан с городом не только своим мемориальным значением, но и как своеобразный памятник архитектуры рядовой застройки, сохранение которого в «островке» ему подобного окружения на прежнем месте, очевидно, следует считать наиболее приемлемым и целесообразным решением.