Многие памятники архитектуры Симбирска начала XX в. возникали вдали от центральных улиц и главных площадей.
Небольшой участок улицы 12 Сентября изолирован от ее основной проезжей части зеленым сквером — «колючим» садиком.
Непривычную для города тишину здесь нарушают лишь экскурсионные автобусы, студенты госуниверситета да случайные прохожие.
Из трех зданий, расположенных на этом участке, особенно привлекает внимание своей яркой индивидуальностью среднее здание №14.
Это бывший особняк гражданского инженера и городского архитектора Ф.О. Ливчака, построенный в 1914 году по его проекту.
Решением облисполкома это здание взято на государственную охрану, как памятник архитектуры.
Особенная ценность этого памятника заключается в том, что оно построено впервые в городе Симбирске вместе с рядом других зданий из бетонных пустотелых камней системы инженера Ф.О. Ливчака. Всего в Симбирске и губернии было построено около 50-ти зданий из таких блоков по его проектам.
В то время бетон был новым стеновым строительным материалом, а гражданский инженер по образованию, архитектор по должности и изобретатель по способностям Ф.О. Ливчак сумел разгадать в нем материал будущего и смело пошел на эксперименты с ним.
Опытная постройка образцовой избы для сел и деревень, отличавшаяся повышенной огнестойкостью, что особенно было важно в деревянной, вечно пылающей Руси; проекты школьных зданий для Симбирской губернии; трансформаторные киоски, которые в большом количестве до сих пор можно увидеть по улицам Гончарова, Радищева, Советской; школа огнестойкого строительства (сейчас туберкулезная больница на ул. Кирова, 4); два частных доходных дома (детская поликлиника на ул. Л.Толстого); ряд зданий на территории областной больницы №1 — вот основной, но не полный перечень построек из бетонных пустотелых блоков, возведенных по его проектам.
Со страниц журнала «Зодчий», в отдельных докладах и брошюрах Ливчак последовательно и настойчиво добивался признания нового пустотелого камня из бетона, разработал систему кладки и станок для изготовления этих камней.
Но не только физические свойства этих блоков были исследованы их создателем, параллельно с конструктивно-техническими функциями были выявлены и архитектурно-художественные.
В неотвердевшем состоянии бетон очень пластичен и способен принимать любую форму и очертания. Именно эта его способность позволяет максимально выявить его основные архитектурно-художественные качества.
Сочетание в одном строительном материале такого единства создает возможность выполнять изделия из него удивительно гармоничными и совершенными.
В этом отношении особый интерес представляет особняк Ф.О. Ливчака, в котором с особенной полнотой воплотился его эстетический идеал жилого дома.
Так, в наружных стенах наряду с основным массивом бетонных блоков, имеющих гладкую поверхность и создающих нейтральный фон, цокольную нижнюю часть и углы оформляют блоки с рустованной поверхностью, имитирующей «рваные» грани естественного камня. Такое сочетание создает своеобразный контраст, благоприятно действующий на зрительное восприятие.
В плоскости наружных стен введены отдельно отформованные бетонные плиты с различными рельефными изображениями. Это и эмблема в виде детской богородской игрушки с фигурами медведя и работника, как бы символизирующая вечный союз сил природы и человека, и царевна-лебедь с золотой рыбкой под навесом карниза, которые вошли в композицию жилого дома, как неизменные спутники сказочного детского мира.
Над цоколем, в подоконной части на плитах-вкладышах оформлена жар-птица с сияющими лучами солнца на хвостовом оперении.
В оформление фасада включены и мозаичные цветные панно с изображением глухарей в лесной чаще.
С целью максимального выявления пластики бетона как ведущего мотива изделия из дерева хотя и получили соответствующую обработку, но их звучание в облике этого здания не сколько приглушено.
Все это необычайно оживляет внешний вид здания и вместе со свободной планировкой комнат в уровне двух этажей, умеренным введением цветных стекол и лепных украшений придает ему черты домашнего уюта, разнообразия и сказочно-лирического настроя, характерного для национально-романтической ветви модерна в России.
В разные годы в здании размещались различные учреждения.
В 1918 г. дом был занят начальником штаба 5-ой Армии Восточного фронта, затем жилыми помещениями, Детской туберкулезной больницей. В последнее время дом-особняк с усадьбой передан Ульяновскому отделению ВТО (Всероссийского театрального общества), где размещается Дом Актера.
По проекту Средневолжского филиала института «Спецпроектреставрация» и проектного института «Ульяновскгражданпроект» выполнены ремонтно-реставрационные работы в доме местным ремонтно-реставрационным управлением.
Наряду с архитектурно-художественной ценностью дом является примером того, что настоящая архитектура начинается с работы зодчего над материалом и конструкцией.
Этот Дом-особняк был рассчитан на проживание не только отдельной семьи, но и целого рода, а Россия всегда была сильна родовым началом. А.С. Пушкин писал: «...я знал своих предков прежде, чем узнал Байрона...»
Вплоть до середины XX века в старом Симбирске и современном Ульяновске господствующим видом жилого дома оставалась малоэтажная застройка с садами и огородами, а город в целом являлся уникальным Городом-Садом.