.
Куплю квартиру на вторичном рынке. Предварительные договора на куплю продажу квартиры.




Архитектура г. Ульяновска


от разрушений - к памятным местам

Главная страница   «Оград узор чугунный...»
Архитектуру небольших произведений, к которым относятся и решетки оград, принято называть малыми архитектурными формами. Такие решетки, имеющие свою художественную ценность, давно стали достопримечательностями многих городов страны.

Великий русский поэт А. С. Пушкин так отмечал прелести Петербурга в поэме «Медный всадник»: «Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой ее гранит, Твоих оград узор чугунный,...»

Внимание к металлическим оградам не случайно. Декоративно-художественные ограды являются произведениями монументально-декоративного искусства. Выполненные в прошлом, они представляют собой своеобразные памятники материальной и художественной культуры народа и при их умелом использовании обогащают городскую среду необходимыми элементами живописной, декоративно-пластической выразительности.

Об их огромном значении говорит тот факт, что решетка Летнего сада в С.-Петербурге, выполненная в конце XVIII в., стала символом художественного образа современного города. В Симбирске искусство изготовления оград из металла начинает заметно развиваться с середины XIX в. и особенно интенсивно с начала XX века.

В августе месяце 1867 г. архитектором Н.А. Любимовым был выполнен проект железной ограды на Карамзинской площади, хорошо сохранившейся до настоящего времени.

В начале XX века появляются железные ограды у здания губернской земской управы (ныне главпочтамта) и у целого ряда купеческих особняков, среди которых выделяется изяществом исполнения садовая ограда вокруг особняка с усадьбой купца Шатрова, стоящего в центральной части города (сейчас здесь размещается Дворец бракосочетания).
Ее проектирование и изготовление относится к 1900 годам. Предположительно автором проекта ограды следует считать Ф.О. Ливчака, который имел отношение к перестройке всей усадьбы. Имена народных умельцев пока остаются неизвестными. Богатому предпринимателю и меценату не перед кем было отчитываться за свои расходы, документы в этих случаях, как правило, не сохранялись.
Ограда состоит из целого ряда отдельных звеньев, закрепленных на постаменте в виде сплошного каменного цоколя.

Легкие изящные звенья соединены между собой не массивными столбами, а такими же ажурными металлическими стойками с декоративным оформлением, что делает ограду особенно привлекательной.

Плавные вогнутые очертания верхней части каждого звена многократно повторялись, как бы подчеркивая ее интимный садовый характер.

Этой же цели служат все детали оформления ограды, включая спиралевидные завершения, отростки открытых бутонов цветов, похожие на застывшие языки трепещущего пламени, а также обилие цветочного орнамента.

Узор парных стоек поднят выше звеньев решеток и имеет более сложное украшение, что выявляет их основную несущую и смысловую роль, ведь на них держится вся ограда.

Стойки украшены в средней и венчающей части розами, ручная ковка которых вызывает восхищение даже у специалистов.

В завершающей части стоек помещен стилизованный рог изобилия, в котором закреплена веточка с крупной розой и бутонами, а также двумя дубовыми листьями с желудями, как бы вырастающими из одного корня.

Здесь будто сплелись в едином образе прочность и твердость с нежностью и красотой, что так характерно для всего многообразного лика природы.

Примечательно и то, что архитекторы нашего времени смело и тактично включили эту ограду в современную застройку широкой пешеходной эспланады, ведущей к Ленинскому Мемориалу и украшенной в летнее время живыми болгарскими розами.

Превращенная в живописную аллею, эта эспланада стала любимым местом отдыха жителей и гостей города.

Ее волнообразные очертания и соответствующие среднему размеру волжской волны отдельные звенья, протяженностью 2,4 метра, создают в целом образ Волги. Тема Волги, независимо от этой ограды, прозвучала и в наше время на восточной стене Ленинского Мемориала, обращенной в сторону великой реки России. Какая удивительная преемственность в творчестве нескольких поколений, сумевших создать гармоничный ансамбль из кованого железа и обработанного гранита на столь примечательную тему единства природной и искусственной среды в самом центре исторической части города!

Не менее примечателен и еще один факт размещения в 1950-е годы вдоль бульвара Новый Венец новой ограды с изображениями набегающих друг на друга колес «фортуны» в нижней части и цепочки «меандров» в верхней части металлической ограды. Известно, что в Малой Азии протекает извилистая река Меандр, по образу которой в VI веке до нашей эры древние греки изобрели этот удивительный по красоте и монументальности в пространстве и устойчивости во времени орнамент, получивший название «меандр". А мы в Ульяновске имеем такое удивительное сочетание двух оград: символов Волги и Меандра.

В последние годы эта аллея дополнилась оригинальными коваными металлическими фонарями на высоких стойках с орнаментальным узором в виде распустившихся роз, что в единстве с розами кованой ограды начала XX века и живыми болгарскими розами создали удивительную по красоте и привлекательную по сочетанию старого и нового широкую пешеходную эспланаду в историческом и современном центре города. Учитывая, что до сих пор не установлены имена мастеров уникальной кованой ограды, отметим имена наших современников кузнецов-художников и авторов упомянутых уличных фонарей и не только их в нашем городе — это Монастырский Иван Михайлович и Романов Александр Яковлевич.
Тема Волги в упомянутой ограде подтверждается наличием в верхней части звеньев ограды кованого цветка нарцисса, нависающего над розой. Согласно легенде о цветах, нарцисс и роза являются любимыми цветами богини Афродиты, которая родилась из пены на гребне морской волны. Верхняя часть ограды подобна гребню волжской волны, украшенной рогом изобилия, из которого как брызги пены устремились ввысь и нарцисс, и роза. Одновременно нарцисс символизирует любовь и супружеское счастье, чему полностью соответствует современное назначение особняка Н.Я. Шатрова в качестве Дворца бракосочетания.

Восстановление на противоположной стороне ул. Гимова от Дворца бракосочетания Казанской (Николаевской) церкви, композиционно объединенных в единое целое интересного архитектурного произведения, будет удачно дополнять процесс оформления Дворца бракосочетаний величием освящения этого таинства церковным обрядом.



Copyright MyCorp © Simbir-ul.narod.ru


Hosted by uCoz