.
Специальные подарочные сертификаты в спа-салоны Москвы. Подарочный сертификат спа сравнить.



Архитектура г. Ульяновска


от разрушений - к памятным местам

Главная страница   Архитектурный роман
Исключительный интерес вызывает мемориальная архитектура города, представленная рядом объектов.
За последние годы облик Ульяновска изменяется очень быстро и этот процесс все ускоряется. Застраиваются не только свободные участки, но и реконструируются существующие.

К 100-летию со дня рождения В.И. Ленина в городской центр смело вошли и заняли ключевые места новые здания, давшие городу второе рождение.

Вместе с тем, в планировочной ткани города оставляются здания, имеющие мемориальное, историческое или культурное значение, как драгоценные реликвии города.

Эти здания на фоне происходящих перемен получают новое звучание.

Одним из таких зданий, несомненно, имеющим и большое архитектурно-художественное значение, является Дом-памятник И.А. Гончарову.

Значительный интерес имеют как история создания Дома-памятника, так и анализ его архитектурно-художественного образа.

Это тем более интересно, что дома-памятники представляют собой одну из древнейших традиций русского зодчества.

Достаточно напомнить соборы, построенные в честь Александра Невского, Ивана Грозного, затем уже в недалеком прошлом дом поэта Аксакова, наконец, Дом-памятник Гончарову и многие другие.

И уже в наши дни Величественное здание Ленинского Мемориала также утверждает собой эту традицию дома-памятника, но полностью освобожденную от каких-либо случайных наслоений, традицию, которая наиболее полно выражает величественную общенародную идею полного демократизма и единства народа.

Вслед за зданием Ленинского Мемориала и наряду с ним воздвигнуты и получили права гражданства Мемориальный комплекс боевой комсомольской славы с музеем имени Александра Матросова в г. Великие Луки, Мемориальный комплекс в честь Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов на Мамаевой Кургане в г. Волгограде и ряд других мемориалов.

Эти здания несут в себе характерные черты новой эпохи: героику подвига и труда, идею цельности, несгибаемости, мужества и простоты, торжество гармонии и сдержанной красоты.

Как здания, имеющие общественно-политическое назначение с огромной эмоциональной нагрузкой, они играют большую роль в градостроении, формируя лицо того или иного общественного центра. Такие здания выполняются исключительно по индивидуальным проектам, что позволяет наиболее полно учитывать исторические, градостроительные и природные условия и помогает создать своеобразный, яркий и содержательный облик, как отдельных зданий, так и целых ансамблей.

Идея поставить на родине великого писателя И. А. Гончарова памятник, который всегда служил бы целям просвещения, неугасимым светильником разума, возникла вскоре после кончины писателя.

Но средства из государственной казны на эти цели не жертвовались.

Они собирались, как правило, по Всероссийской подписке.

После нескольких попыток разрешение на эту подписку по сбору средств для сооружения Дома-памятника было сверху утверждено 18 июня 1910 года.

Этот официальный документ и послужил началом всех работ, которые стали носить конкретный и практический характер.

Вначале (1910, 1911, 1912 гг.) вся деятельность Симбирской Ученой Архивной Комиссии была посвящена сбору средств, которые поступали без задержки и продолжали поступать в течение последующих лет по мере уточнения общей стоимости строительства и рассылки адресатам новых подписных листов.

Место для закладки Дома-памятника было отведено безвозмездно Симбирским городским управлением в лучшей части города— Николаевском саду, с выходом главным фасадом на новый Венец. Площадь застройки принималась от 400 до 600 квадратных сажень.

Закладка Дома-памятника состоялась в 100-летний юбилей со дня рождения И.А. Гончарова, 6 июня 1912 г., и составила центральную часть местных торжеств, посвященных этой дате.

На закладке дома присутствовали: академик, член Государственного Совета, друг И.А. Гончарова — Анатолий Федорович Кони, две вдовы родных племянников Гончарова — Елизавета Александровна Гончарова и Дарья Леонтьевна Кирмалова с сыном — и представители города.

С целью получить хороший проект Дома-памятника, было проведено два конкурса: один 26 июля, а другой — 15 декабря 1912 года.

На конкурсы были представлены соответственно 7 и 9 проектов.

На первый конкурс были представлены проекты под девизами: «Акротер», «Два Витязя», «Бог помощь», «Венок», «Орел», «Обрыв», «Синий квадрат».

Все проекты первого конкурса были отклонены Симбирской Губернской Ученой Архивной Комиссией после ознакомления и на основании отзывов, представленных двумя местными архитекторами — Ф.О. Ливчаком с А.А. Шодэ, которые сами в конкурсе не участвовали.

Все проекты второго конкурса также были отклонены комиссией после ознакомления и доклада, сделанного приглашенным в качестве специалиста иногородним архитектором-художником Э.В. Спаннером, херсонским губернским архитектором.

Основные причины отклонения всех проектов, как первого, так и второго конкурсов заключались в отступлении авторами от заданной программы, предусматривающей первоначально размещение в этом здании музея, библиотеки и художественно-промышленной школы, а при втором конкурсе — только музея и библиотеки.

Отступления выразились в части отклонения от заданных размеров помещений, а также недостаточной художественной выразительности фасадов.


В проектах первого конкурса отмечалось отсутствие центрального коридора, а по проектам второго конкурса было и такое резюме «... ни по одному из проектов, точно придерживаясь его, производить постройку нельзя» (см. отчет Симбирской губернской Ученой Архивной Комиссии за 1912 год стр.55).

В целях ускорения решения затянувшегося вопроса с разработкой проекта комиссия 19 декабря 1912 г. вынесла постановление поручить одному из местных талантливых архитекторов, не принимавших участие в конкурсах, «... в месячный срок представить проекты фасадов и планов Гончаровского дома с желательным приближением к фасадам и планом Радищевского музея, имеющимся у архитектора А.А. Шодэ, который был специально командирован в Саратов для ознакомления с помещением и постановкой дела в Радищевском музее...» (см. отчет комиссии за 1912 год 69-ое заседание).

Не прошло и месяца, как 7 января 1913 года Август Августович Шодэ предоставил на рассмотрение комиссии проект Дома-памятника в виде двух фасадов, со стороны Н. Венца, и Дворянской улицы (ныне ул. Коммунистическая), и планов двух этажей.

Проект более полно отвечал заданной программе, имел выразительные с архитектурно-художественной точки зрения фасады, чем произвел хорошее впечатление на членов комиссии, был одобрен и принят ею для дальнейшего строительства.

Следует отметить, что на удачное решение проекта повлияло знакомство автора с материалами проектов проведенных конкурсов, знание их слабых и сильных сторон, а также его непосредственное участие в сборе необходимых данных для проектирования в период командировки по заданию комиссии в г. Саратов в музей им. Радищева.

Вместе с тем, А.А. Шодэ, как местный архитектор, хорошо знал и чувствовал специфику города Симбирска со всей окружающей участок строительства застройкой и природными особенностями, и, что не менее важно, жил в атмосфере родного города Гончарова, отдельные произведения которого, в том числе «Обрыв», были связаны с самим городом.

В отчете комиссии за 1913 год так описан проект здания: «Двухэтажное каменное здание занимает угловое место в Николаевском саду и выходит фасадом на Венец, другим к дому дворянства. Исполнено оно в стиле «Ренессанс». Соединяющий оба фасада угол здания образует круглую башню, красиво заканчивающуюся вверху и доминирующую над всею застройкой. В нише фасада, обращенного к Венцу, помещен бюст И.А. Гончарова — необходимая эмблема дома-памятника. Основная конструкция всего здания и стильные особенности фасадов и кровли придают дому красивый вид. Удачно выбранные размеры общей высоты и фасадов в длину создают зданию выгодное положение в отношении соседних строений - губернского присутствия, дворянского и губернаторского домов, новое здание их не загородит, не подавит своими размерами и в то же время не будет само подавлено ими...»

В начале здание строилось быстро, начатое в 1913 году, оно было уже почти закончено в конце 1915 года, несмотря на трудности военного времени. Но 4 ноября 1915 г. по предложению Симбирского губернатора распорядительным актом губернского комитета здание было уступлено под лазарет Всероссийского земского Союза. Спешно стали проводиться работы по приспособлению его под лазарет.

В отчете комиссии за 1916 год содержится перечень отклонений от первоначального проекта, отмеченных А.А. Шодэ: «... Высота здания увеличена на 3/4 аршина, сделано помещение для архива в подвальном помещении, наружная штукатурка здания с массою украшений, лепные работы в вестибюле, переделки, вызванные приспособлением дома для военного госпиталя и т.д.».

Общие затраты на строительстве Дома-памятника по состоянию на 15 июня 1916 года составили 134587 рублей 88 копеек.

При строительстве использовались как местные, так и привозные строительные материалы и изделия.

Бутовый камень для фундаментов доставлялся из местного карьера.

Красный кирпич обеспечивал один из местных поставщиков.

Известь вначале была комаровская, а затем жигулевская, как более дешевая.

В качестве лесоматериала использовались бревна плота в количестве более 300 штук, специально закупленные на Волге.

Плиты карнизные и для парадного входа делала самарская фирма Ванюшина.

Штукатурные работы выполняла артель подрядчика Шапошникова.

Дверь и большую дубовую раму делали в мастерской Симбирской чувашской школы.

Оконные рамы и простые двери делал столяр Курзин из деревни Дурасовки Ардатовского уезда.

Мастером, выполнявшим лепные украшения, был Каминский.

Подрядчиком по слесарным работам был Баскин, а плотничным — Кулемин.

Для наблюдения за строительством была избрана строительная комиссия, председателем которой был назначен Л. И. Афанасьев, а членом хозяйственной части — Иван Яковлевич Яковлев.

Впоследствии И.Я. Яковлев стал заведующим всей постройкой. Он добросовестно и энергично выполнял функции заказчика, своевременно решал все возникающие трудности и регулярно отчитывался за строительство перед губернской ученой архивной комиссией.

Иван Яковлевич — известный просветитель чувашского народа. Продолжая свою деятельность по просвещению своего народа, он в то же время очень много внимания уделял строительству Дома-памятника Гончарову с самого начала и до окончания строительных и других специальных работ.

По его предложению архитекторы А.А. Шодэ и В. Г. Иванов, привлеченный в качестве ответственного официального лица за всей постройкой, обязаны были строго следить за состоянием техники безопасности на стройке и были ответственны за нее.

Величайшие заслуги И.Я. Яковлева, связанные с этой уникальной постройкой, единодушно были признаны всеми членами строительной комиссии, которая на своем заседании постановила выразить ему глубокую благодарность.


Таким образом, перед нами раскрывается исключительно важная черта просветителя чувашского народа, его неразрывная связь с наследием передовой русской культуры, ярким представителем которой был И. А. Гончаров, с его любовью к историческому прошлому Симбирска и с ясным пониманием того, какое большое значение это здание будет иметь для будущего города.

Прежде чем приступить к раскрытию архитектурно-художественного образа здания, рассмотрим некоторые особенности построения композиции его главного фасада и внешних объемов.

Здание асимметричное в плане и со стороны главного фасада, однако, единство его общего композиционного решения не нарушается. Стройная башня уравновешивает центральный объем и хорошо завершает здание со стороны угла.

Сочетание красных плоскостей стен с белыми — это традиционный прием в архитектуре при использовании цвета, который хорошо себя оправдал и часто применялся при постройках из красного кирпича, как наиболее экономичный, основанный на художественных свойствах самого строительного материала.

В трактовке главного фасада, как арочно-стеновой конструктивной системы, а также других фасадов широко использованы традиционные способы выявления основных эстетических свойств массивной стены, придающих ей наибольшую художественную выразительность: трехмерность, а также прочность, устойчивость и долговечность.

Это подчеркнуто высоким, несколько выступающим цоколем из плоскости стены; первым этажом и мощными пилонами входа, разделанными под рустованный камень, наиболее полно передающим массивность стены.

Строго соблюдается классический принцип несвешиваемости вышерасположенных частей фасадов, кроме карнизов и балконов.

В трактовке второго этажа здания и двух верхних этажей башни используются приемы, подчеркивающие их сравнительную легкость по отношению к более массивному первому этажу.

Это и более мелкая структура кирпичной кладки, выявленной в штукатурном слое и имеющей несколько типоразмеров, и арочные перемычки оконных проемов, и ниши в пилонах, и, наконец, стройная башня с купольным покрытием и лаконичным шпилем, которые создают динамичность зрительного восприятия.

Особенно удачно и выразительно решен главный фасад здания. Слегка выдвинутый вперед центральный объем оформлен выступающими пилонами, идущими на всю высоту здания и до уровня пят арочного проема второго этажа разделанными под русты.

Между пилонами на первом этаже расположен центральный вход, парадность которого подчеркнута выдвинутыми вперед невысоким крыльцом с двумя вазами для цветов по краям и высокой остекленной двухстворчатой дверью, по обеим сторонам которой установлены небольшие изящные пристенные колонны.

На втором этаже между пилонами расположен крупный оконный проем с завершением вверху полуциркульной аркой, очертания которой повторяет упругая линия архивольта с декоративным элементом в арочном замке, а в самом проеме установлены гнутые переплеты, усиливающие эстетическое влияние плавных криволинейных очертаний. За верхней полуциркульной аркой этого проема со «срезанными» опорами архивольта расположено сводчатое цилиндрическое покрытие помещения.

Навес над центральным входом выполняет также и функцию балкона второго этажа, что указывает на целесообразность такого совмещения как с эксплуатационной, так и с архитектурно-художественной точек зрения.

Значительная роль в раскрытии архитектурно-художественного образа Дома-памятника И.А. Гончарову была отведена неосуществленному синтезу скульптуры и архитектуры.

Скульптурная композиция формируется на главном фасаде в три взаимосвязанных по высоте яруса.

Самый верхний из них соответствует функциональному назначению здания и представлен двумя парными скульптурами над аттиком. В каждой из них изображена богиня просвещения Минерва: слева она венчает девушку, занимающуюся рукоделием, а справа — юношу с книгой в руках.

Средний ярус отмечен бюстом И.А. Гончарова, символизирующим назначение всего здания как Дома-памятника известному русскому писателю-романисту. Изображение И.А. Гончарова на фоне триумфальной арки соответствует основной идее здания — триумфу творчества писателя на его родине.

Нижний ярус включает скульптуры женщины и мужчины, расположенные в вертикальных нишах и разделенных главным входом в здание. Максимально приближенные к посетителям скульптуры этого яруса своей духовностью обращены к ним и, возможно, соответствуют главным героям романа И.А. Гончарова «Обрыв» Веры Бережковой и Марка Волохова.

Тема «Обрыва» звучит в самой контрастности этих скульптурных фигур. В романе И.А. Гончарова образ Марка Волохова символизирует борьбу только за пользу без красоты, а образ Веры Бережковой — борьбу не только за пользу, но и за высокую человеческую нравственную красоту.

Известно, что синтез искусств — это всегда вершина целого произведения. Но почему же синтез такой огромной силы эмоционального воздействия, глубоко индивидуальный и неповторимый, не был в свое время осуществлен? Этому способствовало несколько причин. Во-первых, началась первая империалистическая война, и незаконченное полностью здание приспособили под лазарет. Во-вторых, после Октябрьской революции, гражданской войны и голода в Поволжье надо было решать насущные вопросы молодого государства.

Скульптурное решение здания дополнялось и развивалось декоративным убранством фасадов. На участках стены центральной части выше арочного проема по обе стороны от него удачно размещены декоративные рельефы в виде ветки лаврового дерева с венками посредине, что подчеркивает лиричность общего настроя здания, как памятника писателю-романисту.

Все арочные проемы пластически обработаны архивольтами, выступающими из плоскости стены и имеющими декоративные элементы в замке и пятах арок, которые художественными средствами выражают места наибольшей статической напряженности последних.

Удачно найдено и общее композиционное построение внешних объемов, заключающееся в гармоническом сочетании цилиндрической башни с прямоугольным объемом основной части здания.

Цилиндрическая форма башни наиболее полно выражает трехмерность объема, как его главное художественное свойство.

В целом здание имеет преобладающее идейно-образное решение с ярко выраженными типологическими чертами, соответствующими его мемориальному назначению и выделяющими его из среды других, рядом расположенных зданий.

Общий архитектурно-художественный образ здания помогает раскрыть башня, которая приобретает главенствующее значение в его облике, благодаря своему доминирующему положению в высотной композиции.

Членение третьего этажа башни пилястрами, продолжением которых в нижней части за горизонтальным пояском являются их пьедесталы, создает иллюзорное изображение беседки-ротонды с круговым обзором, ориентированным на кривую линию Венца, ниспадающую кромку косогора, пространства Волги и заволжские дали. Все это придает зданию художественный образ обрыва, на краю которого стоит беседка.

В самом деле, пилястры, изображенные на наружной поверхности в штукатурном слое, -это не что иное, как проекции колонн, фактически не существующих. А промежутки между колоннами — это всегда пространство. Таким образом, перед нами возникает художественное изображение архитектурными средствами беседки, открытой в окружающее пространство.

Башня-мечта — такое поэтическое сравнение невольно возникает в воображении, когда любуешься этим зданием.

Интересно отметить и другое обстоятельство, имеющее прямое отношение к изображенной беседке на башне.

В 1912 году в г. Симбирске решался вопрос о сооружении в честь 100-летия со дня рождения И.А. Гончарова сразу двух памятников: Дома-памятника и беседки, которая воздвигнута на средства владелицы Киндяковки Е.М. Перси-Френч в районе событий, описанных писателем в романе «Обрыв». Автор беседки тоже А.А. Шодэ.

Характерно то, что античная ордерная система, посредством которой изображена беседка на башне и примененная при сооружении беседки в Киндяковке, одна и та же, соответствующая дорическому ордеру с гладкими стволами колонн и пилястр.

Возможно, образ беседки в Киндяковке и навеял автору удивительно удачную мысль для создания архитектурно-художественного образа Дома-памятника, как обрыва с беседкой.

Два рядом расположенных здания: бывшего Дворянского собрания и присутственных мест - выполнены в ином, классическом стиле. Симметричные, возведенные с соблюдением строгих принципов классицизма, они несли на себе печать делового тона правительственных учреждений дореволюционного Симбирска.

Дом-памятник И.А. Гончарову асимметричный, жизнерадостный, не выделяясь общими размерами, внезапно врывается новым мотивом в существующую застройку, создавая свободную и живописную композицию, наполненную увлеченностью и романтизмом.

Единство этого здания с окружающей застройкой строится на идее выразить прекрасное через контраст, но в едином ансамбле.

В то же время асимметричность здания соответствует самому природному окружению города, его живописным и так непохожим берегам Волги.

С одной стороны расположилось высокое плато с естественной видовой площадкой, от- сюда с высоты «птичьего полета» открывается вид на более низкий противоположный берег, раскрывающий всю полноту и все величие панорамы заволжских далей с ее террасами, чередованием лесных массивов и открытых участков, обилием пространств, наполняющий всю эту изумительную картину.

В целом Дом-памятник Гончарову, взятый с учетом его окружения, создает ту гармонию природы и камня, которая всегда будет восхищать как жителей города, так и его многочисленных гостей и почитателей памяти великого русского писателя.

Градостроительное значение здания определяется его назначением как Дома-памятника и как одного из важнейших культурных центров города, в котором расположены Художественный и Краеведческий музеи. В первом этаже в одном из помещений была создана Комната-музей И.А. Гончарова, где представлен ряд экспозиций из подлинных вещей писателя. С открытием в 1982 г. музея И.А. Гончарова в доме, где родился писатель, эта экспозиция перемещена в новый музей на ул. Гончарова.

Градостроительное значение здания определяется также и тем, что оно является одним из самых интересных композиционных узлов бульвара «Новый Венец» и создает «парадный фасад» города со стороны Волги.

Особый интерес представляет объемно-планировочное решение здания, основу которого составляет атриум – своеобразный парадный внутренний дворик с расположенной посредине двухмаршевой парадной лестницей и трехсветным фонарем вверху для естественного освещения. Вход в атриум осуществляется через трехпролетную аркаду, ассоциирующуюся у жителей Симбирска с легко узнаваемой ордерной вставкой многих жилых домов. Вокруг атриума на двух этажах анфиладой расположены зальные помещения. В целом интерьер здания напоминает классический образец ренессансного палаццо (дворца), неизменным спутником которого также является внутренний дворик.

В современной отечественной и зарубежной архитектуре наблюдается широкое использование атриумных типов зданий.

Знаменательно то, что имя писателя-романиста неразрывно связано с историей развития города, открывает одну из его славных страниц, которые оказали существенное влияние на формирование литературных интересов горожан и в юности мировоззрения Владимира Ильича Ленина. Владимир Ильич умело использовал образный язык и меткие сравнения, в частности из произведения «Обломов», в борьбе с политическими противниками, а также для критики отдельных недостатков в работе различных учреждений.

Любое полноценное и настоящее произведение архитектуры или целостного градостроительного ансамбля роднит с произведением литературы, прежде всего, художественный образ. Литературный роман строится на взаимоотношениях нескольких главных и второстепенных героев, каждый из которых соответствует тому или иному художественному образу, воплощающему в себе определенный идеал, характер, психологический тип, систему мировоззрения и т.д.

Оказывается, что художественный образ в разных вариациях, сочетаниях, с определенной исторической и современной окраской, идейным и тематическим содержанием, также присущ и архитектурным произведениям, что порой превращает их в настоящий «Архитектурный роман». Гончаровский Мемориал это подтверждает. Соглашаясь с исследованиями известного гончарововеда В.А. Недзвецкого, который в целом ряде романов писателя выявляет основную концепцию «Любовь спасет мир» и приводит почти одновременно сформулированную Ф.М. Достоевским концепцию «Красота спасет мир», и, основываясь на неизвестном широкой общественности анализе архитектурно-художественного образа Дома-памятника И.А. Гончарова в Симбирске (ныне г. Ульяновск), мы можем предложить в дополнение еще одну концепцию, а именно — «Творчество спасет мир».

В этом отношении интересно раскрывается композиционное сочетание между собой Триумфальной Арки и иллюзорного изображения беседки третьего этажа башни. Кстати, ни в одном романе И.А. Гончарова нет столь значительного художественного образа Триумфальной Арки, но в то же время в Доме-памятнике его имени она порождена его произведениями. Тот факт, что эта арка композиционно вкомпанована в главный фасад ниже башни с изображением беседки-ротонды, говорит о первичности образа беседки, как центрального объекта романа «Обрыв». Вот теперь становится понятным сочетание башни-беседки с Триумфальной Аркой: от пассивного созерцания в такой беседке всего несколько шагов до активной и мощной жизненной позиции, выраженной архитектурно-художественным образом Триумфальной Арки. Даже оформляя главный вход, арка обладает доминирующим фактором в части не только своей монументальности, но и привлекательности для посетителей, невольно приглашая всех войти в это здание. Применительно к Симбирску арочная форма окон ряда зданий, целых аркад в таких зданиях как знаменитые торговые столбы, старое деревянное здание театра на ул. Большой Саратовской и т.д., а также криволинейные очертания некоторых улиц и связь всего этого со «Свияжским амфитеатром», цирками и гребнями на склоне косогора правого берега Волги, представляющими собой естественные арочные формы, придавали им значение органической для всего и традиционной формы для города в целом, до конца еще не оцененной современными архитекторами.

Три качества архитектуры, известные с I века нашей эры: Польза, Прочность и Красота, названные по имени древнеримского зодчего Витрувия — витрувианская триада, сопутствуют 2000-летней истории культуры всех народов мира. Во времена недостатка средств, что чаще всего вызывается разными разорительными войнами, неурожаями и т.д., действуют и соблюдаются только два первых качества. Однако очень многое зависит от культуры авторов проектов, заказчиков и подрядчиков. Дом-памятник И.А. Гончарову служит наглядным примером того, как в нелегкие времена возводились шедевры. В современных условиях, когда раскрыто богатейшее идейно-образное значение скульптурной композиции главного фасада, создаются благоприятные условия для ее реализации.

Главным законом жизни, формирующим высокие личные качества человека, становится не закон накопления энергии, по примеру И.И. Обломова, и не закон экономии энергии, как у ряда других персонажей романов И.А. Гончарова, а закон разумного расходования активной творческой энергии, что доказано историей Дома-памятника И.А. Гончарову.



Copyright MyCorp © Simbir-ul.narod.ru


Hosted by uCoz