.
  • Окна ПВХ по отличным ценам - цены на окна. Пластиковые окна. Выгодно.




  • Архитектура г. Ульяновска


    от разрушений - к памятным местам

    Главная страница   Культовое зодчество Симбирска - Николаевская (Казанская) церковь
    Историко-мемориальное значение Николаевской (Казанской) церкви связано с ее возникновением одновременно с основанием города Симбирска. В 1651 г. впервые упоминается о церкви Пресвятой Богородице Казанской в городе в Стрелецкой слободе.

    Эта церковь размещалась за северными крепостными воротами, между которыми и церковью размещался гостиный двор с торговыми лавками.

    В 1708 г. в Симбирск был направлен Петром I стрелецкий полк, который разместился на Стрелецкой улице и был «прикомандирован» к стоящей здесь Казанской церкви, в которую стрельцы пожертвовали икону Святителя Николая. В честь этого события к Казанской церкви пристраивается придел-церковь, посвященная Святителю Николаю.

    В конце XVIII века Казанская церковь ветшает и заменяется новой. В 1792—1796 гг. Казанская церковь возводится вновь, а в 1801 г. сооружается новая Николаевская церковь, которая в противоположность Казанской была холодной и размещалась с восточной стороны, обращенной к Стрелецкой улице (ныне эспл. Ульянова). Примыкающая к Николаевской церкви с западной стороны Казанская церковь была теплой. Между двумя этими церквями не было переходной соединительной части, сблокированные друг с другом, они сообщались широким проемом в стене.

    Историко-мемориальное значение этой церкви также характеризуется тем, что в ней после рождения был крещен Владимир Ильич Ульянов (Ленин), о чем есть соответствующая запись в метрической книге Симбирской Николаевской церкви.

    Архитектурно-градостроительное значение церкви следует рассматривать в нескольких планах: камерном, ансамблевом и градостроительном.

    Камерное значение связано с формированием церковью одновременно юго-западного угла пересечения двух старых улиц города Никольской (ныне Гимова) и Стрелецкой (эспл. Ульянова), на которой родился В.И. Ленин, а также церковь служила эффектным архитектурным акцентом, завершающим северо-восточный угол Карамзинского сквера, служившего постоянным местом прогулок гимназистов во время перемен в гимназии, расположенной с южной стороны этого сквера.

    Ансамблевое значение церкви заключалось в ее составной части трехэлементного линейного архитектурного ансамбля, включающего Троицкий собор, выполненный в стиле классицизма, Николаевский собор в русском стиле и саму Николаевскую церковь, которая удивительно сочетала в себе красочные формы русского барокко с закомарами, кокошниками, шатровыми и луковичными главками.

    Композиционно-градостроительное значение церкви заключалось в том, что она вместе с указанными двумя соборами создавала активное начало северного высотного силуэта города, называемого в старину Зарядьем, подобно ул. Степана Разина в Москве с обилием на ней разновременных и разностильных культовых сооружений, сохранившихся до сих пор. Фактически, как указывалось ранее, описываемое сооружение состояло из двух церквей, сблокированных в двух обособленных помещениях, но расположенных на одной линии и соединенных широким проходом. В 1864 г. церковь горела и была восстановлена заново.

    С запада на восток размещались следующие помещения:

    Прямоугольный кирпичный оштукатуренный портик с каменной лестницей снаружи расположен с западной стороны. Он перекрыт двухскатной стропильной крышей, крытой железом. Дверной проем с арочным верхом. Аналогичные этому проему две ниши в портике, размещенные с южной и северной стороны. Портик соединен с более высокой прямоугольной частью, у которой размещена с восточной стороны храмовая часть теплой Казанской церкви, совмещающая в себе два приема архитектурной композиции — базиликальной и центрической. Далее к востоку расположена чисто центрическая, т.е. круглая в плане Николаевская церковь. Такое сложное композиционное построение плана всего культового сооружения завершается изящным и разнообразным силуэтом всего сравнительно небольшого храмового комплекса. Вот что писал об архитектуре этого сооружения А. Яхонтов в 1898 г.:

    «В сравнении с другими церквями города Симбирска Николаевская церковь особенно замечательна своею архитектурою.

    В настоящем своем виде она представляет наглядное соединение двух типов постройки христианских храмов. Древний тип постройки базиликообразный, смешивающийся с центрическим в теплой Казанской церкви, переходит в чисто центрический в холодной Николаевской церкви... Трапеза теплой церкви и главное ее отделение представляют два каменных четырехугольника, разделенных между собой аркой. Пол в церкви деревянный; алтарь отделяется деревянным иконостасом, за которым находится арка... В храме нет сводов: в нем устроен ровный потолок из накатника.

    Над длинным четырехугольным основанием теплой церкви построен усеченный конус, который снаружи ограничивается несколькими нишами с архивольтами над ними; на этом усеченном конусе выстроен круглый барабан с перелетами, служащий помещением для колоколов; он оканчивается несколькими фризами, украшенными сухариками; последний фриз в то же время и карниз. На барабане устроен субалимент, состоящий из двух рядов небольших теремков; на нем пирамидальный верх, оканчивающийся небольшим трибуном, на котором реповидная глава, окрашенная в синий цвет с золотым яблоком и водруженным в него восьмиконечным крестом».

    Далее сообщается, что холодная церковь построена в центрическом итальянском стиле. С круглым в плане фундаментом, цоколем и такими же стенами, над которыми расположен усеченный конус, завершенный световым круглым барабаном с шестью окнами и увенчанный реповидной главой с крестом. С восточной стороны к круглому храму примыкает округлая апсида с изящным венецианским арочным окном.

    С северной стороны в холодную церковь имеется вход-паперть. Окна обеих церквей украшены каменными наличниками, полуколоннами и сандриками.

    «В печатных произведениях о Симбирске, – писал А. Яхонтов, - архитектура церкви называется «оригинальною». Действительность вполне соответствует этому суждению. Однако при всем многообразии орнаментов Николаевской (Казанской) церкви, нет здесь пестроты, но везде соблюдена строгая соответственность и приличие, красивость с прочностью, так что в целом здании вполне выражается его характер и высокое назначение: это не палата, а храм Божий в возможной его лепоте».

    Особенно характерно размещение закомар и кокошников в завершающих частях стен и барабанов церквей, ассоциирующихся с языками пламени и символизирующими огненное войско, что было проявлением своеобразия культового зодчества России XVII века.

    О высокой историко-мемориальной и архитектурно-градостроительной ценности Никольской церкви говорит уже тот факт, что она была взята на охрану государством музейным отделом Главнауки Народного Комиссариата Просвещения СССР. Но в последующие 30-е годы XX века этот памятник был уничтожен.

    Настоящим исследованием выявлена историко-мемориальная и архитектурно-градостроительная ценность церкви, связанная с религиозными обрядами и службами и формированием историко-архитектурного облика центральной части Симбирска в период с конца XVIII века до 1930-х годов.

    В концепции дальнейшего развития Историко-Мемориальной зоны в исторической части г. Ульяновска должны значительно возрасти ее духовные и туристско-экскурсионные функции. Все это неизбежно приводит к соблюдению принципа мемориальности, основными требованиями которого являются подлинность и достоверность городской исторической среды оптимального периода, связанного с восстановлением в городе ряда культовых сооружений.

    Поэтому рассматриваемая церковь должна быть восстановлена в своем прежнем виде, для чего имеются достаточные текстовые, графические и фотографические материалы. Использование ее должно быть определено программой социально-духовного развития в целом всей мемориальной зоны и с учетом Дворца Бракосочетаний.



    Copyright MyCorp © Simbir-ul.narod.ru


    Hosted by uCoz