Спасо-Вознесенский собор был образован в 1844г., до этого времени он служил приходским храмом. Его основание относится к середине XVII века, тогда он был однопрестольным и деревянным.
В 1694 г. церковь построена заново тоже одноэтажной, деревянной и двухпрестольной. Лишь в 1729—1730 гг. она вновь перестраивается, но уже каменной, двухэтажной и трехпрестольной.
В связи с размещением в центральной части города и увеличением числа прихожан Вознесенская церковь расширяется в 1825 г., а в 1849— 1851 гг. также происходит расширение, но теперь уже Спасо-Вознесенского собора.
В 1852—1854 гг. два придела прибавляются к уже существующим на первом этаже, а в 1857— 58 гг. еще два придела открываются во втором этаже. Храм стал шестипрестольным: «в верхнем этаже: главный престол в честь Вознесения Господня, в правом трапезном приделе в честь Воскресения Господня и в левом — во имя святого великомученика Иоанна Воина; в нижнем этаже: главный в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в правом трапезном приделе в честь чудотворной иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радости», и в левом во имя св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова».
В 1900 г. старая часть храма в два этажа разобрана, и по проекту гражданского инженера Розетти к этому времени был разработан проект перестройки собора.
В 1901 г. во время отрывки фундамента под новый храм в земле было обнаружено, «...что на всем пространстве выемки земли существовало старое кладбище, где, кроме отдельных могил, целыми пластами лежала масса человеческих костей, коих отправлено было на кладбище несколько возов, заполнивших громадную яму; вероятно, когда-то трупы складывались в общую могилу во время эпидемии, или во время бунта Разина, когда близ Вознесенской церкви, тогда еще деревянной, проходило самое жестокое побоище».
24 июня 1901 г. (по старому стилю) утром была произведена закладка храма. После молебствия и водоосвящения в основание храма был опущен камень «с высеченным на нем крестом и вложенною в него медною доскою с подобающей надписью».
В это же лето был выложен подвальный этаж и обложен цоколь белым камнем.
В строительный сезон 1902 г. постройка была доведена до барабана. В 1903 г. были построены паруса, возведены своды, подпружные арки и карнизы. 10 сентября 1906 г. храм был освящен.
Колокольня и трапезная остались старыми. Сам новый храм имел следующие размеры:
Храм вмещал 2000 богомольцев, его площадь составляла 166 квадратных сажень вместо прежних 60 квадратных сажень. Барабан под куполом имел диаметр в 22 1/2 аршина, высота храма от пола до верха купола 15 сажень.
Таким образом, Спасо-Вознесенский собор имеет историко-мемориальное значение, связанное с возможным захоронением участников восстания Степана Разина на месте его возведения.
Этот собор также формировал один из важнейших участков Симбирска по ул. Московской, по которой в торговый центр регулярно проходил самый многочисленный поток горожан и гостей города.
Архитектурно-градостроительное значение собора определяется первым планом, имеющим камерный характер, связанный с восприятием собора с близкого расстояния; затем это значение простирается на восприятие его вдоль ул. Большой Саратовской (ныне Гончарова) и вдоль ул. Московской (ныне Ленина). Наибольшее количество старых фотографий собора сохранилось именно с точек, расположенных на этих улицах.
Высокий собор с пятиярусной колокольней, в куполе которого в 1869 г. были установлены большие городские часы, хорошо воспринимался с самых дальних точек обзора из-за Свияги, с юга и севера.
Определенную роль выполнял Спасо-Вознесенский собор в композиционной планировочно-пространственной градостроительной системе всего города.
Во-первых, ритмический ряд первого порядка в композиционном треугольнике градостроительной системы образован Николаевским собором, расположенным в вершине равностороннего треугольника. Две стороны этого треугольника на одинаковом расстоянии от Николаевского собора образуют с северо-восточной стороны Владимирская церковь, а с северо-западной стороны Спасо-Вознесенский собор. Интересно отметить и неоднократно упоминаемый факт расположения Спасо-Вознесенского собора и Владимирской церкви у границы Большого города, окружавшего в старину деревянный рубленый Симбирский Кремль.
Появившиеся вследствие расширения города Богоявленская и Воскресенская (Германовская) церкви закрепили дальнейшее развитие композиционного треугольника уже ритмическим рядом второго порядка по аналогичным направлениям. Так сложилась планировочно-пространственная композиционная система города, на долгое время определившая высотный силуэт города и основные его пространственные и путевые (линейные) высотные акценты.
Здание Спасо-Вознесенского собора — уникальный историко-мемориальный и архитектурно-градостроительный памятник.
Его восстановление в облике в 1901—1906 гг. соответствует принципу мемориальности и его требованиям сохранения подлинности или воссоздания достоверности, если утрачен подлинник (как в нашем случае).
Целесообразно было бы на фоне собора поставить скульптурный памятник Степану Разину, сочетание которых в месте постоянного пребывания большого количества людей создало бы один из высококультурных, историко-мемориальных центров города.
В отличие от Троицкого собора Спасо-Вознесенский напоминал внешним обликом величественный корабль и был приходским, а не кафедральным, как первый. По метрическим книгам, сохранившимся в Государственном архиве Ульяновской области в фонде 134 опись -- 12 можно установить всех родившихся, вступивших в брак и усопших за целый ряд лет, например, в делах 63 за 1850 — 1852 гг., 69 — за 1853 -1855 гг., в делах 72,86,124 и 131 за 1865-1871 гг. и т.д. В клировых ведомостях за 1916 год в числе церковных служителей отмечены настоятель протоиерей Арнольдов Иоанн Ксенофонтович с членами семьи, священник Разумов Павел Иванович с семьей и другие.
В настоящее время принято решение о возведении нового Спасо-Вознесенского собора на северо-западном участке пересечения улиц Минаева и 12-го Сентября с видом на реку Свиягу в окружении зеленого массива на месте старой Солдатской улицы.