В 1897 году состав населения Симбирской губернии в процентном отношении включал по вероисповеданиям:
75,7% православных и единоверцев, 16,4% магометан, 3,3% протестантов, 2,3% раскольников, 1,2% язычников, 1,0% католиков, 0,1% армяно-грегориан, 0,05% евреев.
В селах с преобладающим населением магометан татарские мечети не были редкостью, как не были они исключением и в самом губернском центре. Вот что пишет об этом П.Л. Мартынов в книге «Город Симбирск за 250 лет его существования»:
«До 1853 года татары города Симбирска, тогда еще немногочисленные, совершали свои повседневные моления в частном доме местного купца Ильясова, а для нижних воинских чинов магометанского закона еще в 1838 году нанят был от казны мулла с жалованием по 100 рублей ассигнаций в год, при готовой квартире в казармах батальона внутренней стражи.
В 1853 году богатый Симбирский купец Курамша Абдуллович Акчурин построил на Лосевой улице (ныне Федерации, № 31) отдельный каменный молитвенный дом, который в 1865 году после пожара переделан в мечеть с пристройкою к нему минарета на средства сына первоначального жертвователя, купца Тимербулата Курамшевича Акчурина. В 1874 году, когда татарское общество в Симбирске уже значительно увеличилось, явилась необходимость расширить мечеть, что и было исполнено на средства того же Тимербулата Акчурина: внутреннее помещение мечети увеличено по обеим боковым сторонам на три сажени. Таким образом, в настоящее время магометанская мечеть в Симбирске может вместить свыше 300 молящихся.»(126)
При сравнении двух старых фотографий этой мечети до ее расширения и после него видно, что вместо прямоугольных окон со стороны Лосевой улицы появились пять арочных окон, а над карнизом был устроен парапет из кирпича с треугольным завершением посредине. Двухъярусный минарет с высоким шатровым завершением остался прежним.