Памятники архитектуры готического стиля культового назначения в основной своей массе сосредоточены в Западной и Центральной Европе. Лишь по мере продвижения на Восток отдельных групп населения западноевропейских стран в разных населенных пунктах России возникали те или иные памятники в стиле готики.
В городе Симбирске и его уезде первые представители немцев, поляков и других «иноземцев», как их тогда называли, стали появляться со второй половины XVII века. В большей своей части это были служилые люди: дети боярские, ротмистры, капралы и солдаты – служилые новоприписные иноземцы.
В городской среде они иногда выделялись оригинальностью жилых домов, всегда особым стилем культовых сооружений и часто отдельными захоронениями как, например, могилы справа от входа на кладбище по южной стороне ул. К. Маркса.
Памятником истории и культуры в стиле готики стала Кирха, что по-немецки означает церковь. В 1973 г. она взята под охрану государства.
В истории города прослеживаются три периода формирования Евангелическо-лютеранского общества и культовых сооружений, связанных с ним. Это общество образовалось в XVIII веке на основе наличия жителей иностранного исповедания и их общих интересов. В 1818 году за неимением своего молитвенного дома оно периодически проводило религиозные службы в одном из залов мужской гимназии (ныне старое здание школы). Такое положение сохранялось до 1847 года, с которого начинается второй период. Это было время сооружения по проекту архитектора Н. Ефимова под руководством архитектора Ивана Адольфовича Бенземана самостоятельного здания Евангелическо-лютеранской церкви и до времени полной перестройки ее в 1913 году.
После этого начинается третий период существования церкви, один из самых скорбных, связанных с утратой частично внешнего и внутреннего облика, использования здания в разных целях, не религиозного характера.
По особому звучит «Дух Места», где располагается церковь, подобно аккуратным тесным улицам Запада она стоит на самом оживленном перекрестке с пешеходным и транспортным движением и в то же время служит едва ли не единственным его украшением среди невзрачных зданий ближайшего окружения. Церковь хорошо просматривается вдоль улицы Железной Дивизии благодаря силуэту стройной колокольни. Но это место, как свидетельствуют отдельные публикации, далеко не обычное, а связано с именем А.С. Пушкина, так как составляло часть усадьбы отставного поручика А.П. Юрлова, в доме которого бывал великий русский поэт осенью 1833 года. Кстати, вся территория этой усадьбы и церковь, построенная на ее угловом участке (ныне угол пересечения ул. Ленина №100 и ул. Ж. Дивизии №22), не горели во время серии грандиозных пожаров Симбирска в августе 1864 года. На месте старого дома А.П. Юрлова в 1908— 1909 гг. его частичной перестройкой его новым владельцем купцом А.А. Сачковым был построен по проекту архитектора Августа Августовича Шодэ дом-особняк, над парапетными столбиками крыши которого помещены скульптурные вазы с «огнем», символизирующим вечную память о знаменательном событии. Так уж случилось, волею судьбы и этот дом-особняк передан местному Епархиальному управлению и включен в число памятников истории и культуры города.
Но вернемся к истории церкви и ее третьему периоду. В 1913 г. по проекту талантливого местного архитектора А.А. Шодэ, известного по таким шедеврам архитектуры города, как Дом-Памятник писателю И.А. Гончарову (ныне здание Краеведческого и Художественного музеев на бульваре Новый Венец), Государственного банка (ныне Детский кукольный театр на ул. Гончарова) и др., подрядчиком каменных работ А.М. Шапошниковым возводится новое здание Евангелическо-лютеранской церкви Святой Марии, более вместительной и красивой, чем прежняя, которая к тому же стояла на самом краю проезжей части улицы.
Хотя проект не был реализован полностью, что значительно снизило архитектурно-художественные достоинства сооружения, однако общий пропорциональный строй доносит главное — преобладание вертикальных членений стен контрфорсами, стрельчатыми арками высоких окон, высокой двухскатной кровлей и ярусным построением колокольни, создающими в целом ощущение приподнятости и возвышенности, что соответствует образному воплощению идеи духовности, с которой идут в этот храм посетители.
Закончились трудоемкие реставрационные работы, продолжительные исследования в архивах и библиотеках, организация церковного совета, хора, произошли официальная церемония открытия церкви 3-го апреля 1994 года. И уже живой историей становятся воплощенные замыслы и чертежи, имена и фамилии мастеров и исполнителей, участников этих знаменательных событий. Когда поднимаешь исторические документы, то часто встречаешь имена богатых заказчиков, редко отдельных архитекторов и, как редчайшее исключение, — имена мастеров и народных умельцев. Пусть нас извинят за нарушение такой «традиции», мы дадим имена многих из участников, полученных от председателя Совета церкви, заказчика и «прораба» Эдуарда Александровича Юнгблюта, инженера-конструктора, закончившего в 1973 году наш политехнический институт (ныне УлГТУ).
68 летний Мартин Вервит из Германии выполнил проект подвесного потолка, а его коллега, 20-летняя художница Соня Хейнеман, создала два эскиза имитированных витражей в алтаре на темы Св. Марии с младенцем и Христа, которые перенесли на стекло ульяновские художники Николай Кормилицын и Валерий Константинов. Они же расписали все остальные окна с изображениями «готических» роз по образцам осколков, сохранившихся от старых стекол.
Как в былые времена, затрудненные государственной помощью, все основные работы выполнились хозяйственным способом посредством заключения соглашений и договоров с отдельными исполнителями и бригадами. Целый комплекс работ, включая сборку и монтаж подвесного потолка, штукатурку стен и отделочные, выполняла бригада Валерия Плешивцева, тройка молодых и энергичных людей, включая Рината Мингачева и Александра Батанова. Два инженера, Анатолий Лебедев и Александр Ильин, делали полы, перила на хорах и лестницу. Покрытие оцинкованным железом крыши, оконные рамы со сложным рисунком переплетов выполняли Константин Кузнецов, Анатолий Дисков, Анатолий Борисов и Георгий Афанасьев. Внутреннюю отопительную систему монтировал Геннадий Мерте, а электроосвещение - бригада Жени Чинякова.
Свою благородную задачу выполнили спонсоры: Малого предприятия «Свияга», АвтоУАЗа, Инкомбанка.
Из Германии прибыл орган. Хор первых певчих при церкви уже сложился и включал: Зинаиду Рогожину (руководитель), Маргариту Юст, Эдуарда и Любовь Юнгблют, Галину Шишкину, Тамару Дмитриеву, Владимира Вигеля, Соню Салихову и др.
И, как напоминание о необходимости всегда быть верными долгу человечности, возвышается над крестом выше колокольни Петух-Символ, как бы возвещающий обет апостола Петра не предавать и не отрекаться от учения Христа.
Идеальным считается такое сохранение памятника истории и культуры, когда его новое назначение соответствует первоначальному, которому полностью отвечают его объемно-планировочные решения и архитектурно-художественный образ. Кирха представляет собой такой счастливый случай.