Воскресенская церковь
Воскресенская церковь является одной из самых молодых церквей города Симбирска. Она возведена в 1911 году в качестве кладбищенской, по проекту гражданского инженера Ф.О. Ливчака. Дело в том, что при каждом новом составлении плана города в связи с его ростом и расширением обязательно предусматривалось размещение за его границами новых кладбищ с церквями. Относительно старых кладбищ, остающихся в черте города и закрытых для новых захоронений, запрещалось из-за уважения к святости места уничтожать могилы, надгробия, застраивать или распахивать эти места.
Рассматриваемая церковь возникла на кладбище, предусмотренном планами города 1866 и 1887 годов. Это кладбище в общем инвентарном описании недвижимого имущества города Симбирска за 1882 год обозначено как новое с часовней.
Согласно Уставу строительному 1900 года и более раннему указанию 1841 года предписывалось «при составлении проектов на построение, починку и распространение церквей необходимо соблюдать достоинство и приличие в архитектурном отношении с предпочтительным сохранением византийского стиля».
Воскресенский храм имеет конструктивное сочетание центрального купола, опирающегося на цилиндрический объем с окнами, называемый барабаном, и парусных сводов, передающих всю тяжесть сводов и купола на отдельные опоры. В целом достигался классический тип византийского храма позднего периода XIII — XV веков. Отличительной особенностью этого храма является максимальное раскрытие главного объема за счет минимальных объемов боковых частей, так что прихожане сразу оказываются перед иконостасом, и горизонтальное перемещение, почти не задерживаясь, переводит взгляд вертикально вверх от ярусов иконостаса к потолочным росписям, хорошо освещаемым верхним естественным светом через окна барабана.
Декоративное убранство фасадов церкви и их символика полностью соответствуют идее Воскресения и ее назначению.
Рядом решений облисполкома за 1957, 1960 и 1973 годы несколько могил этого кладбища, включая могилы участников Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов, поэтов отца и сына Дмитрия Ивановича и Дмитрия Дмитриевича Минаевых и других, взяты под охрану государства как памятники истории и культуры города. (122) Даже современный настоятель этой церкви Борис Семенович Крыжин является потомком одного из древнейших предков-симбирян — Ивана Крыжина, получившего жалованную землю в 1676 году вместе с Евсевием Китовым и другими его товарищами -- Артемом и Спиридоном Алашеевыми, Василием, Прокофием и Федором Ворониными, Василием Кочергиным и Осипом Крюковым в верховьях речки Сюксюмки. Это известное село Китовка, которое слилось с городом Инзой Ульяновской области.
Незнание своей родословной и мест захоронения наших предков, как правило, служит основной причиной запустения наших кладбищ, а порой и бездумного сооружения на их месте жилых домов и других зданий. Так, на территории более древнего Всехсвятского кладбища, примыкавшего к современной улице Крымова, построен Дворец культуры имени Чкалова и ряд жилых домов.
И невольно вспоминаются слова А.С. Пушкина:
Два чувства дивно близки нам —
В них обретает сердце пишу –
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них основано от века
По воле Бога самого
Самостоянье человека,
Залог величия его.