Троицкий собор
Историко-мемориальное значение собора в первоначальном замысле его возведения связывалось, главным образом, с важнейшим событием в истории России и Западной Европы -победой над французами и последующим заключением мира.
Вот что писалось в разных источниках по поводу сооружения нового храма в Симбирске:
«Симбирское дворянство единодушно постановило: в изъявление священнейшим образом жертвы благодарения Господу Богу за ниспослание в Помазаннике своем Царя, коего мудростию превыше человеческой в бурную годину потрясения целой Европы, по ограждении благоденствующей России от гибели все разрушения, утверждено блаженство всей Европы заключением всеобщего мира — возобновить храм Симбирского Троицкого Собора, посвятив оный имени святого Александра Невского...»
Таким образом, оценка события, связанного с победой над французами русских, выходила далеко за пределы Родины, и сооружение нового храма соотносилось с явлением европейского масштаба.
В истории России и ряда последующих поколений уже сооруженный храм в Симбирске, прежде всего, воспринимался как Храм-памятник в честь победы над французами в Отечественной войне 1812 г.
Полковник Генерального штаба Липинский при составлении Материалов для географии и статистики России, касающихся Симбирской губернии, писал в 1868 г.: «Троицкий собор воздвигнут в память Отечественной войны 1812 года».
Причем следует особенно отметить факт возведения Троицкого собора как Храма - памятника раньше на 17 лет по сравнению с Исаакиевским собором в С.-Петербурге и на 42 года ранее чем собора Христа Спасителя в Москве, которые тоже сооружались как Храмы-памятники победы в войне 1812 года.
Мы можем добавить, на основе предыдущего источника, — и заключения условий, обеспечивающих мир в Европе. Следует еще дополнить — победы, обеспечившей на долгие годы прочный мир между Россией и Францией.
П.Л. Мартынов, автор известной книги «Город Симбирск за 250 лет его существования» в 1898 г. сообщал: «Кафедральный Троицкий собор — одно из вещественных доказательств проявления патриотического чувства симбирского дворянства. Тяжелая година Отечественной войны 1812 года на Симбирске отразилась, может быть, более, чем на многих других русских городах: сюда съехалось из Москвы и ее окрестных городов много дворянских семей, испытавших на себе все ужасы войны и во все время ее находившихся под свежим впечатлением пережитых ими лишений. Под влиянием этого симбирское дворянство на выборах 1815 года, при получении известия о возвращении из-за границы государя, движимое усердием своим и приглашением губернатора Н.П. Дубенского, единодушно постановило: возобновить храм Симбирского Троицкого Собора, посвятив оный имени святого Александра Невского с приобщением к нему двух приделов: одного для сохранения имени существующего храма, а другого для помещения полковой церкви бывшего Симбирского ополчения».
Троицкий собор был построен в 1827—1841 гг. В сильный пожар 1864 г., уничтоживший большую часть города, собор обгорел и был восстановлен в 1868 году. 25—26 августа 1912 году (по старому стилю) Троицкий собор был одним из центральных мест города, где отмечался 100-летний юбилей Отечественной войны 1812 года.
Собор не только являлся главным архитектурным объектом Соборной площади, но и объединял всю застройку тогда еще небольшого города, а также создавал вместе с вертикалями других двух соборов и ряда церквей выразительный высотный силуэт города.
Именно поэтому после Октябрьской революции и в первые десятилетия Советской власти Троицкий собор и ряд других объектов культового зодчества были внесены в список памятников, охраняемых государством.
Автор проекта Троицкого Собора — архитектор Михаил Петрович Коринфский (Варенцов) родился в 1788 г. в г. Арзамасе, ныне Горьковской обл. скончался в 1851г., в г. Казань. М.П. Коринфский учился в Арзамасской школе живописи А.В. Ступина. В г. Арзамасе сооружен по его проекту Воскресенский Собор (1814—1842 гг). Во время учебы в Академии Художеств у известного зодчего А.Н. Воронихина в 1809—1811 гг. М.П. Коринфский проходил практику на строительстве Казанского собора, дома графа Строганова, даче Зиновьева и др. С 1813 по 1851 гг. архитектор проектировал и строил по своим проектам разные здания и сооружения в Нижегородской, Пензенской, Симбирской и Казанской губерниях.
В 1816г. М.П. Коринфским разработан проект Собора Александра Невского в г. Симбирске, который был утвержден Императором Александром I 7 сентября 1824 г. В настоящее время полный состав архитектурных чертежей этого собора сохраняется в фондах РГИА.
Архитектурно-художественные особенности храма Александра Невского: его необычная, округлая в плане, форма с четырьмя прямоугольными колонными портиками, ориентированными по сторонам света и завершенными треугольными фронтонами, с таким же круглым над ними световым барабаном, украшенным по периметру 24-мя колоннами и 12-ю арочными окнами и увенчанным стройным куполом с фонариком и ажурным крестом, – производили неизгладимое впечатление своим изяществом и монументальностью.
Глава собора, благодаря ступенчатому очертанию кровли, расположенной ниже световой ротонды, как бы постепенно вырастала из основного объема храма, создавая органичный образ всего сооружения, ассоциирующегося с образом богатыря.
Коринфский ордер колонн с развитыми капителями, арочные ниши на фасаде между портиками создавали сложную игру света и тени, придавая всему сооружению черты пластичности и скульптурности.
Собор представлял собой центрическую структуру храма-ротонды со сводчатыми покрытиями и в этом качестве развивал тему таких известных сооружений Древнего и Нового времени как Пантеон в Риме (125 г.н.э.), Казанский (1801—1811 гг.) и Исаакиевский (1818— 1858 гг.) соборы в Петербурге.
Интерьер храма полностью соответствовал его внешнему облику. Центральная часть представляла собой четыре пилона треугольной формы, декорированные полуколоннами коринфского ордера. На пилоны опирались подпружные арки, поддерживающие световой барабан-ротонду, завершенную сферическим куполом.
Главный вход расположен с западной стороны и оформлен восьмиколонным портиком на высоком цоколе с парадной наружной лестницей; аналогично оформлены два других входа с южной и северной сторон.
С восточной стороны расположен алтарь в прямоугольном помещении, оформленном снаружи и внутри коринфскими колоннами, подобно другим портикам. Все четыре боковые части, примыкающие к средней, перекрыты цилиндрическими сводами. Внутренние помещения храма, за исключением алтаря, имеют преобладающие круглые очертания стен. В нишах стен предалтарной части устроены лестницы и две верхние галереи.
В целом внутренняя планировка храма позволяла свободно ориентироваться в его пространстве, насыщенном скульптурами, живописью, предметами религиозных обрядов, четырехярусным иконостасом, рядом икон и т.д.
В отношении к ближайшему окружению собор представлял собой главный объект архитектурного ансамбля, включающего ряд зданий, выполненных так же как и собор, в стиле классицизма. В этом проявилось важное архитектурно-градостроительное значение этого храма. При помощи его удалось сформировать в середине XIX века в центральной части Симбирска целую систему памятников архитектуры и градостроительного искусства. В эту систему вошли Дом Дворянского собрания (ныне Дворец книги им. В.И. Ленина), Губернское правление (ныне Сельскохозяйственная академия), Губернаторский дом (утрачен), Мужская губернская гимназия (гимназия № 1 им. В.И. Ленина).
Дело в том, что все перечисленные объекты были сооружены в период господства классицизма в архитектуре, а старый Троицкий собор относился к архитектуре предшествующего периода и не мог соответствовать даже с учетом переделок этому окружению.
Таким образом, новый собор по своей архитектуре полностью отвечал сложившейся градостроительной ситуации в городе, связанной с изменением и утверждением ведущего архитектурного стиля эпохи — классицизма, получившего особенно широкое распространение в России после победы над армией Наполеона.
В эволюции градостроительной структуры Симбирска с первых десятилетий его существования выявляется ведущая роль Троицкого старого и нового соборов в формировании архитектурно-пространственной композиционной системы города.
Эта система построена на основе равнобедренного композиционного треугольника, в вершине которого первое время размещался старый собор, а стороны равнобедренного треугольника были закреплены Вознесенским собором на западе и Владимирской церковью на севере.
По мере расширения территории города увеличились и стороны равнобедренного композиционного треугольника. Так, на западе одна из его сторон закрепилась Богоявленской церковью, а на севере — Воскресенской (она же Германовская) церковью.
Все остальные церкви размещались на территории города с различной степенью приближения к основной градостроительной структуре этого композиционного треугольника, создавая в высотном отношении выразительный силуэт Симбирска со стороны Волги, из-за Свияги и вдоль основных дорог, связывающих город с Москвой, Саратовом и Казанью.
Немаловажное значение архитектурный облик нового собора имел в отношении к рядовой, традиционной для города застройке, в которой было много домов с мезонинами. Их повышенная средняя часть со скатными крышами ассоциировалась с аналогичным обликом собора, у которого средняя часть также возвышалась над остальным объемом храма. Такое единство порождало определенные черты ансамблевости главного сооружения города и его многочисленной рядовой застройки.
Дальнейшая судьба собора связана с беспечностью и нецелесообразной его эксплуатацией в качестве архивохранилища, в результате чего в 1930-х гг. он обгорел и без достаточных оснований разрушен.
Приведем два документа того периода, характеризующие позицию местного руководства в отношении одного из значительных архитектурных памятников города.
Письмо Президиума Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов рабочих, крестьянских и красноармейских Депутатов:
Комитет по охране памятников революции, искусства и культуры. 17 апреля 1936 г. № 22
в Ульяновский Горсовет
копия: Музей
«На Ваш запрос о возможности сломки бывшего Троицкого Собора, Комитет сообщает, что указанное здание требует, как высокохудожественный памятник, безусловного сохранения, и потому необходимо принять меры к рациональному использованию этого здания при обновлении города под культурно-просветительное учреждение с сохранением внешнего облика».
Это письмо подписано председателем комитета Феликсом Коном и ученым секретарем Ивановым.
От местного Горсовета на приведенное письмо был направлен в Комитет по охране памятников революции, искусства и культуры при президиуме ВЦИК РСФСР ответ от 28 апреля 1936 г. за №014 следующего содержания:
«Бывший летний кафедральный собор в 1932 г. был сильно поврежден пожаром, при котором сорвана кровля и уничтожены огнем все деревянные части строения, о чем Вам своевременно сообщалось.
За отсутствием средств хотя бы для работ по консервации, не говоря уже о реставрации, дальнейшее сохранение разрушающегося здания являлось в условиях Ульяновска делом непосильным. Согласие на снос собора было дано еще в минувшем году отношением № 22 от 3 июня 1935 г., в котором было указано, что комитет не возражает против сноса здания при условии фотофиксации его с последующей передачей снимков Всесоюзной Академии Архитектуры».
Из этой переписки можно сделать вывод, что инициатива восстановления собора после пожара исходила из Центральных органов, что представляло собой вполне достаточную предпосылку для активизации местной инициативы, которой горсовет не воспользовался, так как не оценил по достоинству этот уникальный памятник.
Троицкий собор представлял собой редкий образец памятника культового зодчества, обладающего как историко-мемориальной, так и архитектурно-градостроительной ценностью подобно Исаакиевскому собору в Петербурге.
В настоящее время в г. Ульяновске формируется, Историко-Мемориальная зона, включающая заповедник «Родина В.И. Ленина» и систему зон охраны, в которые входит и территории площади им. В.И. Ленина, на которой стоял раньше Троицкий собор.
Проведенные исследования выявили историко-мемориальную и архитектурно-художественную ценность Троицкого собора, наличие сохранившейся проектной документации по нему и определяют возможность его восстановления на прежнем месте без сноса уже существующих зданий позднейшего периода.
Место расположения этого собора может быть уточнено вскрытием шурфов в северной части площади им. В.И. Ленина, где под асфальтом сохранились его фундаменты.
Воссоздание Троицкого собора следует считать целесообразным, так как он возродит ансамблевое единство целого ряда зданий периода классицизма, позволит восстановить исторический облик центральной части города и будет использован по своему прямому назначению.
Размещение же Троицкого собора на площади им. В.И. Ленина, подобно Покровскому собору на Красной площади в Москве, создает необходимый элемент видимой завершенности этой площади и ее северной части при соблюдении условий свободного обтекающего движения пешеходов и транспорта по обе стороны от него.
Троицкий собор открывает собой ставшую устойчивой традицию в городе, связанную с формированием целого ряда мемориальных объектов.
В 1815г. было принято решение о сооружении храма-памятника, посвященного Отечественной войне 1812 г., а в 1816 г. архитектор М.П. Коринфский создает свой проект, который спустя длительный период в 1827—1841 гг. был осуществлен в натуре.
Безусловно, вся история создания этого собора и атмосфера общественной жизни того времени оказали влияние на возникновение в 1833 г. замысла, а затем проекта Мемориала известному историку и писателю Николаю Михайловичу Карамзину. Однако по условиям того времени царское правительство не приняло предложения симбирян о сооружении здания Мемориала и ограничилось только сооружением в 1845 г. скульптурного памятника Н.М. Карамзину.(69)
Но общественность Симбирска нашла иной путь для реализации идеи библиотеки, которую предполагалось разместить в Карамзинском Мемориале. Уже в 1847 г. во вновь сооруженном здании Дворянского собрания на первом этаже была открыта небольшая Карамзинская библиотека.
Возникнув под влиянием сооружения Троицкого собора, идея мемориальных сооружений Симбирска продолжала жить. И в 1913—1916 гг. в городе возводится Гончаровский Мемориал, посвященный 100-летнему юбилею со дня рождения известного писателя Ивана Александровича Гончарова (1812—1891 гг.).
Вообще же строительство мемориалов является достижением мирового зодчества, которое в каждой стране имеет свои особенности. Город Симбирск в отношении мемориальной архитектуры оказался на магистральном направлении ее развития на долгие годы, не исключая и современный период.
Место, где располагался Троицкий собор, свободно от зеленых насаждений и каких-либо сооружений, его легко установить на основе планов Соборной площади за разные периоды времени, общих видов по фотографиям и при необходимости по шурфам в грунте. Наличие полностью сохранившихся чертежей собора за 1816 год позволяет восстановить его с высокой степенью достоверности, а его значение, как главного соборного храма города, связанного со всей историей старого Симбирска и частично нового Ульяновска, не оставляет сомнений в том, что преображение города в новой изменяющейся России без этого уникального произведения архитектуры будет недостаточно убедительным.