Культовое зодчество Симбирска уходит своими истоками к первому периоду становления города, сопутствовало его последующему развитию и было тесно связано с его застройкой и планировкой, историей и культурой, социальными и экономическими условиями формирования.
В первое время основания города в Симбирской десятине уже числилось 18 церквей и 3 часовни. В те времена при основании селения, прежде всего, строили церковь, затем возле нее «усад» для помещика и избы для крестьян. Церкви и монастыри Симбирска вместе с церквями Симбирского уезда составляли Симбирскую десятину в качестве церковно-административного округа патриаршей области, с которой платилась определенная дань патриарху. В последующем Симбирская губерния была причислена к Казанской епархии и управлялась Казанским архиереем «с пособием викарного епископа, которому иметь пребывание в первоклассном Свияжском монастыре, в гор. Свияжске...» И только «10 февраля 1832 г. (по старому стилю) состоялось учреждение самостоятельной Симбирской епархии».
К 1832г. в Симбирской губернии было 603 церкви, а в Казанской — 406 приходских церквей. В состав Симбирской епархии вошли все 10 уездов губернии, включая Самарский и Ставропольский, отошедшие в 1851 г. во вновь образованную Самарскую губернию.
Предполагалось в Симбирске открыть свою семинарию. Во время открытия епархии духовная консистория была размещена в ветхом двухэтажном каменном корпусе около ворот Покровского монастыря, а архиерей — в монастырских настоятельских кельях.
В 1844 г. был куплен для архиерея каменный двухэтажный дом на Венце у княгини Хованской. Этот дом был построен ее дедом, бывшим Симбирским губернатором Александром Васильевичем Толстым. Консистория вначале размещалась в деревянном флигеле на одной усадьбе, а в 1859 г. для нее был построен двухэтажный кирпичный дом. В 1898 г. в Симбирске было три собора, два монастыря, одиннадцать приходских церквей и пятнадцать домовых церквей.
Культовое зодчество в Симбирске было уникальным явлением, которое нужно рассматривать в градостроительстве и архитектуре с нескольких сторон одновременно.
Во-первых, это была система наиболее активных общественных центров города, динамично развивающаяся и чутко реагирующая на любые изменения. Если возрастало количество прихожан, то количество обслуживающих их церквей увеличивалось. Причем, этот рост часто приводил к увеличению престолов в том или ином храме. Так, в Воскресенской (Германовской) церкви количество престолов достигало пяти, а в Спасо-Вознесенском соборе — шести. В то же время подгорная древняя Успенская церковь в связи с уменьшением населения под горой и неудовлетворительными гидрогеологическими условиями местности в 1724 г. была вместе с Успенским монастырем закрыта, а состав служителей переведен в Покровский монастырь.
Во-вторых, система культовых объектов в плане города была расположена не хаотично, а с определенной закономерностью, придающей пропорциональность, стройность и красоту как градостроительной композиции города в целом, так и его отдельных частей.
Этот аспект исследований всегда оставался в стороне от внимания современных архитекторов и градостроителей, что нарушало принципиальную преемственную связь между поколениями градостроителей и отрицательно сказывалось на формировании облика города, особенно в его исторической части. В настоящем исследовании сделана попытка затронуть эту тему, в целом же она остается открытой.
В-третьих, функциональное зонирование мест размещения культовых объектов учитывало целый ряд факторов: исторических, иерархических, градостроительных, территориальных и т.д.
Цель настоящего издания по памятникам культового зодчества Симбирска, поставленная автором, заключалась в том, чтобы выявить как историко-мемориальную, так и архитектурно-градостроительную значимость каждого культового объекта, а также дать им, по возможности, общую объективную оценку общественной, научно-исторической и архитектурно-художественной ценности. Необходимо установить места, где они размещались. С каждым годом все актуальнее становится задача восстановления утраченных историко-культурных ценностей, накопленных веками, созданных умом, сердцем и руками человечества.
И сегодня по-особому убедительно звучат слова известного ученого-реставратора академика И.Э. Грабаря: «Берегите свои памятники новгородцы, псковичи, владимирцы, суздальцы, ростовцы и вы все, счастливые потомки великих народных строителей, сумевшие сберечь эти несравненные создания до наших дней. Берегите их, ибо, когда к нам будут ездить так же, как сейчас в Италию, — а это время не за горами, –они явятся источниками вашего благополучия и наполнят ваше сердце гордостью».