.



Архитектура г. Ульяновска


от разрушений - к памятным местам

Главная страница   Культовое зодчество Симбирска

Соловецкая пустынь


Соловецкая пустынь была самым ближайшим к Симбирску загородным мужским монастырем и размещалась на правом берегу Волги в 15 — 17 верстах от города.
В исторических и юридических актах существуют некоторые указания на основание Соловецкой пустыни в конце XVI века. Значит, пустынь существовала до основания Симбирска не менее полувека. В истории России нередкими были случаи, когда на малозаселенные или свободные земли приходили сперва не крепости, а монастыри. Интересные сведения в этом отношении приводятся в Энциклопедическом словаре по Христианству: «Монастыри имели большое значение в древнерусской жизни, как экономическое, так и религиозно-просветительное. Основание монастырей служило одним из лучших средств для колонизации незаселенных местностей. Пустынножители избирали обыкновенно для своего поселения места, удаленные от человеческого жилья; возле них селился народ и, таким образом, возникал поселок, разраставшийся впоследствии в крупное поселение».
Что представлял собой этот монастырь?
Известный краевед Симбирского края конца XIX века А.Н. Зерцалов писал: «Из описи Симбирской Соловецкой мужской пустыни, приложенной к рапорту прапорщика Середонина (№28) и находящейся в собрании г. Зерцалова, видно, что в Соловецкой пустыни расположенной в 17-ти верстах от г. Симбирска (П.Л. Мартынов приводит другие данные: 15 верст - Авт.) на берегу Волги, в 1763 году были две деревянные церкви: 1) теплая --во имя Воскресения Господня, мерою в длину 7 сажени, шириною 3,5 сажени, имеет пять окон, крыта тесом, с одною главою; 2) холодная, соловецких чудотворцев, четырехугольная, построена по линии южной монастырской стены. Над святыми воротами, мерою в длину 5 сажень, шириною 3 сажени, имеет шесть окон, одноглавая, крыта тесом. Пустынь кругом обнесена деревянною оградою, забранною в столбы, длиною и шириною по 50 сажень. Внутри ограды, кроме упомянутых церквей, монастырь имел следующие деревянные постройки: изба-келья для настоятеля строителя, изба хлебная, изба-келья для иеромонаха, изба-келья для монаха, баня братская с предбанником, три сарая для сена и небольшой амбар для хлеба. В пустыни с 1760 г. проживали: настоятель строитель иеромонах Иоаникий, иеромонах Адамий и монах Авраамий... Под строением пустыни числилось земли мерою в длину и ширину по 50 сажень и вокруг пустыни по 200 сажень в каждую сторону.»
Во время осады Симбирска войсками Степана Разина эта пустынь была разрушена, затем восстановлена вновь. В 1751 году Соловецкая пустынь приписывается к мужскому Покровскому монастырю Симбирска, а с 1764 года она упраздняется. Входившая в ее состав холодная церковь во имя Зосимы и Савватия со всеми иконами и церковной утварью была передана Смоленской церкви, но вскоре сгорела. Другая, теплая церковь Воскресения Христова была продана в село Шумовку Симбирского уезда.»
Исторически возникновение Соловецкой пустыни недалеко от Симбирска связывалось с распространением влияния Соловецкого монастыря, основанного на севере России в 1430-х годах. Наряду со своим столь древним предшественником эта пустынь внесла свой вклад в формирование ряда Воскресенских церквей как самого Симбирска (см. Воскресенско-Германовская и Воскресенская на новом кладбище церкви), так и всего северного направления Симбирской губернии (до села Ундоры –Воскресенское тож, включая село Лаишевку).
Историко-культурная ценность Соловецкой пустыни до конца не выявлена, так как необходимо установить археологическими исследованиями место ее точного нахождения и провести дополнительные историко-архивные и библиографические изыскания, что расширит и углубит наши знания об одном из примечательных и древних памятниках Симбирского края.



Copyright MyCorp © Simbir-ul.narod.ru


Hosted by uCoz